– Что происходит, профессор Колдер? Мне что-то страшно.
– И правильно, что тебе страшно, Дороти. Возможно, мы наблюдаем конец света.
С другой стороны, Роковому Патрулю к концу света не привыкать…
Поначалу «Роковой Патруль» производит странное впечатление.
На первой же странице автогонщик попадает в аварию – и выходит из огня со своим мозгом в руках, повторяя: «Я спас. Я спас его. Я спас самое ценное».
Дальше этот мозг упаковывают в металлическое тело – и Клифф впадает в затяжную депрессию.
Из которой его выводит знакомство с Безумной Джейн. У той на фоне пережитого в детстве насилия развилось диссоциативное расстройство, выраженное тем, что «для преодоления травмы она создала внутри себя множественные личности» («Врачи говорят, что на сегодня у неё выявлено шестьдесят четыре отдельные личности со своими именем и функцией» – а кроме того, ещё и «метачеловеческой способностью»).
Клифф понимает, что Джейн приходится куда хуже, чем ему.
В то же время в результате какой-то… ну, скажем, опять же, странности… доктор Элинор Пул сливается с пациентом Ларри Трейнором – в результате чего возникает двуполое существо, излучающее радиацию (а потому замотанное для спокойствия бинтами) и называющее себя Ребисом: «Я смешение кровей, я смешение полов, я и он, и она, я смешение света и тьмы. Я ни то ни сё, ни что-то одно. Я пламя и грязь».
А потом начинается дождь из рыбы.
Макрель. Селёдка. Сибас.
Щука. Осётр. Линь.
Камбала. Сёмга.
С ясного неба.
Хек.
Воблы нет.
В Штутгарте все часы пробили четверть. Одновременно.
Дальше будут ещё Люди-с-ножницами, изъясняющиеся абракадаброй («Выщелачивание беллетризует полироль! Створожь променад! Створожь променад!»), и бледные полицейские, говорящие анаграммами («Я ость! А деньги свят!» – переводится как «Стоять! Не двигаться!»)…
Сегодня в городе все на пятнадцать минут забыли свои телефонные номера.
Горилла в подаренном Кастро «революционном берете» повезёт в детской коляске уже другой мозг, закупоренный в банке, рассуждая по пути о Платоне, Декарте и картезианском дуализме…
В 11:30 на небе стали появляться надписи. Это продолжалось полтора часа.
Не имеющий «ни границ, ни предместий», выдуманный философами как «альтернатива материалистическому миру» Оркуит, «город стеклянных лабиринтов и костяных обсерваторий», вознамерится заполонить собой всю реальность…
В полночь у всех в городе исчезло из словарей слово «гармония».
Обычная больничная дверь уведёт героев в замок якобы сотворившего вселенную «Бога» (хотя кто знает, может, он и не соврал), сто лет назад представавшего перед людьми как Джек-Потрошитель («Я думал, если их расчленить и составить в новой конфигурации… Ну, я думал, что смогу создать прекрасную новую форму жизни. Что-нибудь получше человека»)…
В Рейкьявике три тени ожили и убили своих хозяев.
Ставшие вполне осязательными воображаемые друзья захотят отомстить девочке с лицом обезьянки за то, что она их однажды убила (виной всему забытый Лигой Справедливости Америки материоптикон, помогающий материализовывать подсознательное)…
Это оказались хиросимские тени, летящие в ночи и стонущие по-японски.
Задумавшаяся о своём супергероиня будет так спешить в книжный магазин, что зайдёт в него прямо через стеклянную витрину (Клифф пообещает оплатить ущерб и попросит случившихся рядом детей подобного не повторять)…
Бестелесные рты носились по парку Гуэль, громко препираясь между собой.
Некий мужчина извинится за свою маску – он вынужден носить её, ибо страдает «довольно необычной болезнью» («Природа моего недуга такова, что если я увижу в зеркале отражение своего лица, то сразу перестану существовать»), а другой посетует, что до противников добраться нелегко, так как их штаб-квартира базируется в «призраке мёртвого города», который «может двигаться и маскироваться» («Иногда он прячется в старой фотографии или в рисунке из комикса»).
На одну и только одну ночь Барселоне дали заглянуть в грядущий апокалипсис.
Мистер Никто, «дух двадцать первого века, человек-абстракция», «спаситель заблудших и обездоленных», «святой покровитель ничтожества», соберёт «новое поколение изгоев со сверхспособностями» – и они, «апостолы бессмыслицы», «последователи абсурда», украдут для него картину, «которая, как утверждают, способна физически поглотить того, кто на неё смотрит», после чего эта картина буквальным образом съест весь Париж…
Впрочем, к делу. Вечерний колокол звонит, отбивая часы последнего дня жизни на Земле.
И среди прочего проснётся ещё Пятый всадник Апокалипсиса («Имя ему Погибель. И Небытие»), который «несёт конец времени, пространству и жизни»…
…Итак, восемнадцать лет назад родился очень необычный ребёнок. Его кожа была сплошь покрыта вытатуированными словами. Самое настоящее чудо. И вот он. Книга Пятого Окна. Слово, ставшее плотью.
Так вот. Культ Ненаписанной Книги 2000 лет ждал, когда появится это писание. Они верят, что это последнее послание Бога и оно возвещает гибель все сущего. {…} Утверждают, что в книге содержится тайное имя Антибога. Культ хочет расшифровать это имя и вызвать Антибога, дабы уничтожить вселенную. Всего-навсего.
И так далее, и так далее.
И тому подобное, и всякое такое.
И постепенно ты понимаешь, что давно не читал книги чудесатей этой.
И тебе это не просто нравится.
Ты от всего этого абсурдно-шизофренично-сюрреалистично-шокового хаоса и безумия в полном восторге.
Думаю, из того, что случилось за последние дни, ясно: миру нужен Роковой Патруль. …Мы нужны больше, чем когда-либо. Разве вы не видите? Есть области, в которых способны действовать только мы. Когда рациональный мир ломается, мы по-прежнему сильны. Потому что мы сами через это прошли. Через безумие и бред… И мы больше не боимся.
«Добро»! «Зло»! Устаревшие концепции из глубокой древности. Разве вы не видите? В нашем новом мире нет ни добра, ни зла! Гляньте на нас! Мы ли не доказательство, что не ни добра, ни зла, ни истины, ни разума? Мы ли не доказательство, что мир – слабоумный идиот без чувства стиля?
Отныне мы славим полную абсурдность жизни, глобальное надувательство бытия. Отныне да восторжествует безумие! Братство Зла умерло! Да здравствует Братство Дада!
Принципиальное отличие «Рокового Патруля» от многих иных супергеройских комиксов – полное и самое решительное стирание границ между логикой и несуразицей. Произойти здесь может не просто всё – а вообще всё! Удивительная особенность одной из героинь: она обладает любой суперспособностью ровно до тех пор, пока вы о ней, об этой суперспособности, не вспомнили («Единственный способ её обезвредить – подумать обо всех суперспособностях, какие она может иметь. Стоит о них подумать – и она их теряет»). Вот так и сам роман, только с точностью до наоборот: придумайте любую, самую немыслимую хрень, дичайшую дичь, нелепейшую ересь – и наверняка окажется, что она вполне подходит под это мироустройство.
– Не будем драться, а возьмёмся за руки! Как чёрные и белые клавиши, что дружно живут в пианино!
– Ты спятил!
– Это такая нелепость, что должно сработать!
И в этом отношении тридцатилетней выдержки роман Гранта Моррисона – подхватившего идею, зародившуюся в 60-е годы, затем, после перерыва, продолженную в 70-е и ещё раз в конце 80-х, – буквально глоток свежего воздуха во Вселенной DC, где маститые супергерои уже и не знают подчас, с кем им ещё воевать. Колода с земными преступниками тасуется по которому разу; открыт широчайший простор для космических злых сил – но и там порой фантазия авторов не то что бы блещет… Роковой же Патруль заходит на территорию совершенной абстракции, туда, где «между реальным и нереальным нет чёткого различия», где Супермена с Бэтменом представить гораздо сложнее (хотя у них и были порой по-своему впечатляющие попытки).
…Из всех супергероев только ты и Роковой Патруль достаточно безумны, чтобы с нами бороться…
Здесь нет правил, нет никаких установленных свыше законов. Злодеи могут творить, чего захотят, но и герои вольны противостоять им, как только вздумается.
Главное – подключить воображение. И забыть про какие-либо ограничения.
Буквальным образом: открыть свой разум любым, самим завиральным, самым феерическим предложениям.
И наслаждаться тем, что получиться.
Что здесь творится? Бога ради. Что происходит?
В некоторых историях… нет… смысла.
Понятно, что такое понравится далеко не всем.
Тут нужен всё-таки особый склад ума. Допускающий существование бреда как позволительной формы высказывания. И считывающий при этом многочисленные референсы – хоть из рок-музыки или классической философии, хоть из научной фантастики или изобразительного искусства.
С другой стороны, любители и комиксов, и манги привыкли уже мыслить более чем широко. Мы готовы поверить хоть в человека, оборачивающегося бензопилой, хоть в живую разумную планету. Как никто другой, подлинный гик уж точно знает, что невозможное возможно.
А примечания, дотошно вскрывающие многослойность повествования, для некоторых вполне заменили университеты.
Так что нас уже, наверное, трудно чем-либо удивить.
На самом деле мне нужно было бухло. Я просто отказываюсь дальше терпеть этот кошмар без бухла.
И тем не менее, мне кажется, что «Роковой Патруль» Гранта Моррисона и художника Ричарда Кейса даже прожжённым знатокам графических вселенных преподнесёт немало сюрпризов.
Раздвинув границы дозволенного до невообразимых ранее масштабов.
И тщедушный крик оставшегося в одиночестве мозга – «Боже мой. Кто-нибудь может мне объяснить, что тут происходит?» – будет не только услышан, но и воспринят как личный, и тысячи раз повторён да приумножен.
Помните, как для всех других детей в вашем районе ролевыми моделями были Бэтмен и Супермен? Что ж, если вы идентифицировали себя с человеческим мозгом в металлическом теле или чуваком, сплошь замотанным бинтами, и выросли странными, добро пожаловать домой. Теперь вы среди друзей.
#РоковойПатруль #БратствоДада #ГрантМоррисон #РичардКейс #DC #супергерои #комиксы #графическийроман #классика #рецензиянакнигу
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Бэтмен и сын» Гранта Моррисона
«Бэтмен» Гранта Моррисона: «Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле»
«Супермен» Гранта Моррисона: «Все звёзды»
«Проповедник» Гарта Энниса и Стива Диллона: книга 1
«The Sandman. Песочный человек» Нила Геймана: «Книга 1. Прелюдии & Ноктюрны»
«Человек-бензопила» Тацуки Фудзимото: 6
«Супербоги» Гранта Моррисона (часть I: комиксы)
«Супербоги» Гранта Моррисона (часть II: кино)
«Супербоги» Гранта Моррисона (только цитаты)
34-й анонс «Бумажных комиксов»! Часть II: DC – Проповедник, Бэтмен, Роковой Патруль да Злодеи Готэма
Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!