На форзаце книги мне обещали роман об экзистенциальной любви, которой не суждено сбыться. К сожалению, я не увидела той самой обещанной запредельной любви, скорее это история про незакрытый гештальт длиною в 20 с лишним лет.
Вот девочка, вот мальчик, они учатся в одном классе и дружат, им 12 лет. Сидя на диване, дети слушают джазовые пластинки и мечтают о будущем. Юность не за горами, и эти двое чувствуют смутное томление, ещё такое зыбкое и неуловимое. Потом судьба развела девочку и мальчика. Он пошёл в другую школу и перестал навещать свою подружку, хотя вроде и не хотел с ней расставаться.
Шли годы, мальчик вырос, женился, но продолжал тосковать по девочке из детства. Попутно спал со всеми приглянувшимися женщинами, даже будучи глубоко женат. Он понимал, что так нехорошо. На этом цепь терзаний заканчивалась, и герой жил дальше точно также.
Внезапно появилась возлюбленная из детства. Джазовая пластинка, диван - как тогда, в школьные годы. Оказывается, всё это время она мечтала увидеть его. Они проводят ночь вместе. Наутро возлюбленная тайком уходит, прихватив пластинку с собой.
Гештальт закрыт.
Мужчина переживает внутренний кризис, думает о смерти и в очередной раз демонстрирует, что он ни рыба ни мясо. Эгоист, вздорный, никчемный тип. Так сам себя характеризует герой. И не поспоришь. На вопрос жены: "Ты уходишь или остаешься?" - он не может дать внятный ответ. Жена берёт инициативу и вытягивает ответ: "Я хочу остаться". Женщина рассказывает своему горемычному мужу, что у неё тоже были мечты, от которых она решила отказаться, и теперь её иногда это мучает. После разговора супруги решают начать всё заново.
Весь сюжет строится вокруг переживаний героя по имени Хадзимэ. Он ничем особенным не выделяется, ничего особенного делать не умеет. Любит джазовую музыку, путешествия и женщин. Много лет Хадзимэ занимается тем, что вылавливает опечатки в школьных учебниках. Если бы он случайно не встретил Юкико, дочь хозяина успешной строительной компании, то так бы и сидел в душном офисе, а по вечерам заливал свое бездарное существование алкоголем. Женитьба открыла новые возможности. Герой стал владельцем джаз-бара. Хадзимэ тонко чувствовал музыку и людей. Поболтать о том о сём, понять человека, поддержать беседу - пожалуй, главные таланты героя. Только вот по натуре Хадзимэ оказался инфантилом. В критические моменты он никак не может решиться что-либо сделать. Если 12-летний мальчик не смог сохранить отношения с подружкой из-за растерянности, то это ещё куда ни шло. Но когда 37-летний мужчина сидит и ждёт по несколько месяцев, когда же откроется дверь, и появится возлюбленная, так и хочется сказать: "Слушай, ты же не Ассоль на берегу моря. Хватит уже причитать. Наведи справки, найми детектива, возможно ей помощь нужна".
Симамото, возлюбленная Хадзимэ, настоящая фам фаталь по всем параметрам. Она загадочно улыбается, обворожительно красива, одета с иголочки. Её прошлое - тайна. Она внезапно появляется, и также внезапно исчезает. В её словах много недомолвок и тумана. Симамото вертит Хадзимэ как пожелает. Он делает, всё что она попросит, и готов терпеть её странное поведение. У Симамото сложный период в жизни, и в глубине души она мечтает о смерти. Женщина признается Хадзимэ, что с её появлением дела у окружающих идут наперекосяк. Похоже у Симамото такая же уникальная способность портить жизнь противоположному полу, как и у самого Хадзимэ.
Идзуми - ещё одна любовница главного героя. Я думаю, что книгу легко можно было назвать "Хадзимэ и его женщины", потому что сюжет строится как типичный гаремник. В юности Хадзимэ и Идзуми встречались, и он разбил ей сердце. Девушка не смогла оправиться от предательства, потеряла связь с реальностью и жила как привидение, ни с кем не общаясь. Вероятно она мечтала выйти замуж за Хадзимэ и жить с ним долго и счастливо.
Юкико - жена Хадзимэ. Пережила любовную трагедию до встречи с мужем и пыталась наложить на себя руки. В отличие от Идзуми Юкико нашла в себе силы отказаться от своих грёз и жить дальше. Роман с Хадзимэ вернул Юкико радость существования. Предательство со стороны мужа вновь проверило нервную систему женщины на прочность. Юкико, как и все герои книги, думала о смерти. Надежда на то, что муж вернётся, помогла Юкико пережить кризис. И он вернулся. Когда Хадзимэ пролепетал, что хочет остаться, женщина привела воспитательную беседу и вправила мозги расплывшемуся муженьку.
Хадзимэ избавился от несбыточных мечтаний, которые грозили погубить его. Он мог бы стать живой тенью, как Идзуми, но избежал подобного. Сможет ли Хадзимэ преодолеть свой инфантилизм? Честно говоря, мне верится в это с трудом. Скорее он станет подкаблучником, ведь женщины постоянно определяли его путь. Автор делает несколько намёков на возможную самостоятельность Хадзимэ: когда герой отказывается покупать акции по наводке тестя, или когда герой думает о судьбе баров. Но меня такие доводы не убедили. Одним из главных желаний Хадзимэ было приткнуться к кому-нибудь под тёплое крылышко, чтобы не чувствовать себя одиноким. Он месяцами ждал появления Симамото, словно сторожевой пёс. После того, как она ушла, и детские мечты канули в лету, осталась Юкико. Теперь она полновластная хозяйка. Не самый плохой вариант, ведь жена любит Хадзимэ. Вероятно находиться под её каблучком будет для героя счастьем, а не бременем.
Книга Мураками рассказывает нам историю о том, как люди тянутся за неисполнимой фантазией. Даже не так. Люди меняют жизнь на фантазии, отгораживаясь от реальности. Это про Ассоль, которая не дождалась Грэя. Как вы считаете, если бы Грэй не построил корабль и не приплыл к девушке, что с ней стало бы через 20 лет? Вот об этом роман Мураками.
Автор - Ирина Лямшина