Найти в Дзене

Визуальный словарь: лапоть

Ничто не предвещало подвоха при чтении во 2 классе русской народной сказки "Пузырь, соломинка и лапоть". Но выражение лиц детей натолкнуло на мысль, что в этом простеньком сюжете что-то или кто-то для их понимания недоступно. Мультфильм по этой сказке никто не видел, поэтому визуальное представление о главных героях отсутствовало.

Кадр из мультфильма "Три дровосека" (по мотивам русской народной сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"). Изображение из открытых источников
Кадр из мультфильма "Три дровосека" (по мотивам русской народной сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"). Изображение из открытых источников

С Пузырём всё более-менее понятно (особенно если не уточнять, что именно это за пузырь, из чего он делался и для чего использовался). С Соломинкой в принципе хорошо - "это сухая травинка, сухой стебель, палочка" - ну, пусть будет так. С Лаптем было так:

- это когда кого-то ласково трогают (то есть тут даже отнести слово к существительному человек не смог).
- это лапа какая-то,
- это такой человек, у которого большие руки (снова чувствуем соотнесение с глаголом "лапать").

Чаще всего просто не знали, что ответить. Иллюстрация не только не помогла, но еще больше запутала:

- это такая корзиночка,
- это овощ,
- это фасоль.

На этот моменте очень вспомнился недавний комментарий читателя в статье о Винни Пухе:

Скриншот со страницы автора блога
Скриншот со страницы автора блога

То есть понимаете, да? Из 28 8-летних детей только человек 8 знали, что лапоть - это такая обувь. И только трое смогли примерно рассказать, как она выглядит. У остальных затруднения даже с пониманием того, что "лапоть" - это не глагол ("что делать?"), а существительное ("что?").

Давайте посмотрим иллюстрации в учебнике. Например, к сказке "У страха глаза велики"

Иллюстрация к сказке "У страха глаза велики". Изображение из открытых источников
Иллюстрация к сказке "У страха глаза велики". Изображение из открытых источников

Что у бабушки и внучки на ногах? - Тапочки! (Ну, хорошо, иллюстрация действительно не шедевр). Давайте возьмем пример куда уж более скрупулезного в работе Билибина. Иллюстрация тоже детям известна:

И. Билибин. Иллюстрация к сказке "Царевна-лягушка". Изображение из открытых источников
И. Билибин. Иллюстрация к сказке "Царевна-лягушка". Изображение из открытых источников
- Что у Ивана-Царевича на ногах? - Сапоги.
- А у дедушки? - Тапочки, шлёпанцы и ноги забинтованные. Болят, наверное.

Идём ва-банк!

Лапти. Изображение из открытых источников
Лапти. Изображение из открытых источников
Что это? - Это, наверное, санки!
К. Зеленцов "Мальчик-крестьянин, надевающий лапти". Изображение из открытых источников
К. Зеленцов "Мальчик-крестьянин, надевающий лапти". Изображение из открытых источников

Вот, наконец-то, увидели, куда эти "санки" надо приладить, да что за "бинты" у дедушки на ногах!

Понятно, что современным детям в принципе и неоткуда знать, что такое лапти. Но почему-то кажется, что на интуитивном уровне это можно понять, тем более сколько книг со сказками прочитано, сколько в них красивых картинок пересмотрено! Ан нет, поэтому может оказаться, что детям совершенно непонятны выражения:

  • мужик-лапотник,
  • лаптем щи хлебать,
  • дом вести - не лапти плести.

Но вообще, конечно, ситуация была совершенно непредвиденной. До этого бесспорным лидером незнания, казалось бы, очевидного, был эпизод, когда дети массово не знали слово "лыжи". Но у них была уважительная причина - всё их дошкольное детство стояли бесснежные зимы. Большинство действительно никогда лыж не видели, а никто из взрослых не предполагал, что и это слово придется объяснять.

Вот так вот, больше Россию не назовешь лапотной. А тем, кто в ней вырос, сложно объяснить почему за такое прозвище страны было стыдно.

#визуальный словарь #архаизмы #фольклор #русскиенародныесказки #литература в школе #русскийкостюм

Сказки
3041 интересуется