Этот фильм известного режиссера Марка Захарова, снятый в далеком 1982 году, считается не самым удачным в его творчестве, хотя в нем сыграли знаменитые актеры, а сценарий написал талантливый драматург Григорий Горин (с которым Марк Анатольевич плодотворно сотрудничал). Картина получилась авангардной, экспериментальной и слишком гротескной и потому не нашла понимания у строгой цензуры и не сразу снискала любовь зрителей. Но время все расставило по своим местам, и сейчас картина получила запоздалое признание публики. Символичное и афористичное осмысление (или переосмысление?) последних лет жизни знаменитого английского писателя и сатирика Джонатана Свифта пришлось по вкусу не только ценителям его творчества, но и рядовым зрителям.
Известно, что Свифт был не только мизантропом, но и довольно мрачным философом. Он за 14 лет до своей кончины начал готовиться к переходу в иной мир и даже написал на эту тему стихи. Марк Захаров оригинально обыграл необычное поведение писателя: в фильме Свифт в блестящем исполнении Олега Янковского регулярно и публично репетирует свои похороны, вызывая ужас, недоумение и возмущение у общественности.
Личная жизнь писателя тоже была необычной. Он искренно любил двух девушек, носивших одинаковое имя Эстер. Однако Свифт называл одну Стеллой, другой – Ванессой, что тоже нашло отражение в сценарии. Две героини под разными предлогами и в разных образах то приходят в дом Свифта, то уходят, чем ставят почтенного доктора, призванного лечить знаменитого автора от депрессии, в полное замешательство. Незадолго до смерти сатирик из-за болезни не мог говорить – как показано в фильме Захарова. Правда, в последней сцене Свифт-Янковский все-таки заговорил, и все зрители (вслед за доктором в исполнении Александра Абдулова) дружно решили, что молча он выглядел умнее.
Но еще интереснее обыграл Марк Захаров творчество Свифта, а именно, – путешествия и приключения Гулливера, которые по историческому недоразумению считаются детскими произведениями. Дом писателя населяют персонажи его книг – лилипуты, йеху (вымышленные человекоподобные существа), гуигнгнмы (вымышленные лошади, которые в книге про Гулливера обладают разумом, схожим с человеческим); рядом с ними обитает великан Глюм. Все эти личности отражают душевную рану Свифта, который, будучи мизантропом, считал людей корнем всех бед и поэтому искажал человеческую природу под разными обличиями.