В Минобороны РФ предупредили западных коллег о возможном применении Украиной «грязной бомбы». «Абзац» рассказывает, о чём свидетельствует дипломатическая активность Шойгу и каких провокаций стоит ждать со стороны Киева.
Автор Арина Ткачук
За прошедшую неделю министр обороны России Сергей Шойгу впервые с мая провёл телефонные переговоры с министром обороны США Ллойдом Остином (дважды) и серию телефонных переговоров коллегами из Турции, Великобритании и Франции.
Такая невероятная активность настораживает, особенно учитывая, что подробности их разговоров не разглашаются.
«Министры обсудили ситуацию на Украине, которая стремительно ухудшается, и всё идёт к дальнейшей неконтролируемой эскалации», – сообщили в Минобороны России после телефонного разговора Шойгу с министром обороны Франции Себастьеном Лекорню.
«Российские инсинуации»
Центральной темой переговоров стала так называемая грязная бомба. Военный эксперт Виктор Литовкин пояснил «Абзацу», что «грязная ядерная бомба» – это такая ёмкость, куда загружается отработанное ядерное топливо, а затем всё это взрывается.
Шойгу выразил обеспокоенность из-за возможного использования Украиной этого оружия в скором времени. Однако на Западе предупреждения России, как обычно, пропустили мимо ушей.
Там перевернули всё с ног на голову и обвинили Москву в том, что это она якобы готовится к атакам «под чужим флагом», чтобы потом возложить вину на Киев.
«Мы рассмотрим любую попытку использовать это обвинение в качестве предлога для эскалации», – говорится в сообщении, которое было опубликовано Пентагоном.
Великобритания, США и Франция выпустили совместное заявление, в котором назвали слова Шойгу «ложными инсинуациями России».
Военный эксперт Александр Шарковский отметил, что чаще инициативу проявляет не Шойгу, а другая сторона. Всё потому, что на Западе ожидают увеличения активности боевых действий со стороны России. К тому же их очень беспокоят российские беспилотники «Герань-2» и массированные удары по инфраструктуре и энергетическим объектам.
«Скорее всего, у Штатов есть какие-то задержки с поставками, поскольку раньше эти потоки были просто колоссальными. Сейчас они готовы пойти на переговоры», – сказал «Абзацу» Шарковский.
Контакты всё ещё есть
Положительной стороной переговоров можно считать то, что контакты между Россией и странами НАТО и ЕС всё ещё существуют.
«Нет никаких признаков того, что переговоры дали какие-либо положительные результаты, но они показали, что каналы связи всё ещё поддерживаются», – отметили в информационном агентстве Reuters.
Американский министр обороны Ллойд Остин после переговоров заявил, что США стремятся прояснить все недоразумения, чтобы не было несчастных случаев.
Министр обороны Франции Себастьен Лекорню подтвердил стремление к мирному разрешению конфликта на Украине и ещё раз заверил, что Париж не стремится быть втянутым в эскалацию ситуации.
Даже вечно агрессивный министр обороны Великобритании Бен Уоллес заявил, что королевство намерено искать мирные пути разрешения конфликта на Украине.
«Все эти звонки означают только то, что Шойгу озабочен такой перспективой и предупреждает о такой возможности. Мы будем пресекать её, а сделать это можно ударами по тем местам, где могут делать эту бомбу», – уточнил Литовкин.
Шойгу понимает, что Киев не принимает самостоятельных решений, поэтому позвонил в Соединённые Штаты и другие страны – члены НАТО, чтобы они оказали на Украину воздействие. Судя по тому, что западные страны в ответ заявили о невозможности таких происшествий, этого действительно не будет, выразил надежду эксперт.
«Грязная бомба» – это страшилка?
В ежедневном отчёте вашингтонского Института изучения войны (ISW) были представлены варианты ответа на вопрос «Почему Шойгу предупредил о возможном применении «грязной бомбы»?». Американские аналитики рассматривают три причины такого поведения министра обороны РФ:
- попытка замедлить или приостановить военную помощь Запада Украине;
- ослабить альянс НАТО, пытаясь привнести смятение в стройные ряды стран, которые хотят помогать Украине;
- запугать западные государства.
Также в отчёте отвергается возможность провокации со стороны Кремля и применение нестратегического ядерного оружия на Украине.
Теорий американские аналитики насочиняли, а о главном – возможных последствиях украинской провокации – забыли.
«Сейчас сложно сказать, насколько вообще реально применение «грязной бомбы». Однако я склонен думать, что это очень возможный сценарий развития событий, потому что сделать её никаких проблем для Украины не составляет», – высказал своё мнение «Абзацу» Александр Шарковский.
У Украины есть материалы для этого, её можно создать буквально на коленке, доставить тоже будет несложно. Эксперт добавил, что это может быть не именно «грязная бомба», а какой-то специальный вид боеголовки для тех же «Точек-У».
«Они будут пытаться организовать взрыв по какому-нибудь хранилищу отработанных материалов с АЭС. Тревожно за Курскую АЭС, она ведь находится всего в 60 километрах от границы, то есть «Точка-У» и HIMARS, которые Украина получила от западных стран, спокойно туда добивают», – сказал он.
В свою очередь, Литовкин отметил, что отработанного топлива, из которого можно сделать бомбу, на Украине очень много. Например, есть ядерный могильник на территории Чернобыльской АЭС. Ядерное топливо разлетится в разные стороны, возникнет ядерная пыль, которую ветер разнесёт куда угодно – на территорию Западной и Восточной Европы, и по всей Украине, и по России.