Найти тему
Музей истории религии

Как «Бородатый варвар» принёс буддизм в Китай

Продолжаем знакомить вас с материалами, которые подготовили наши студенты-практиканты.

Бодхидхарма, или как шутливо его называли «любящие ученики» Бородатый варвар фигура уникальная для культуры Китая. Главным образом потому, что это образ чужеземца, который принёс знание о буддизме в Китай из Индии, знание, положившее начало одной из самых китайских школ буддизма и которое распространилось не только в элитарной, но и в простонародной культуре Срединного государства.

Изображение из открытых источников в интернете
Изображение из открытых источников в интернете

Речь пойдёт не об исторической справке кто такой Бодхидхарма или есть у него реальные прототипы. Речь пойдёт о легенде и её развертывании в Китайской традиции. Первая полная версия жизнеописания Бодхидхармы содержится в тексте «Лидай-фабао-дзи» («исторические записки о сокровищнице дхармы») которые приписываются чаньскому наставнику У-Джу (714–774). Четвёртая глава этого текста полностью посвящена жизнеописанию первого патриарха Бодхидхарме. Там содержатся те сведения которые в дальнейшем неоднократно упоминались в более поздних источниках.

Уже с первых строк отмечается происхождение Бодхидхармы из южноиндийского царского рода, что заставляет нас провести параллель с соответствующим эпизодом из жизни Будды Шакьямуни. Правда стоит отметить что наряду с общим о Бодхидхармы и Будды происхождением уже в этом начальном факте биографии присутствует противопоставление между родоначальником школы чань и буддизмом в целом – если Бодхидхармы происходил согласно легенде с юга Индии, то как известно Гаутама Шакьямуни был родом с крайнего севера.

Будущий еще патриарх Чань буддизма путешествовал из Нанкина на север Поднебесной в монастырь Шаолинь. Достигнув берегов реки Янцзы, он встретил пожилую женщину со связкой тростника. Вежливо попросив у нее один из связки, он встал на него и перебрался на другой берег, используя Ци-гун (техника управления дыханием), чтобы тонкий тростник не утонул под тяжестью его тела.

Изображение из открытых источников в интернете
Изображение из открытых источников в интернете

Следующий блок повествования касается прибытия Бодхидхармы в Поднебесную. Рассказывается о том, что Бодхидхарму в этом путешествии сопровождали два ученика, которые после первой неудачи в проповеди чаньского учения ученики оставили Бодхидхарму и ушли в монастырь Дунлинь на горе Лушань, посвятив свою жизнь переводам буддийских текстов и толкованию чаньского учения. Вскоре после этого сам Боддхидхарма прибыл к императорскому двору императора У-ди из династии Лян. Там развертывается история о том, что император увидел на пороге дворца не Просветлённых монахов которые видимо должны были влететь к нему в позе лотоса («падмасана»), а уставших с дороги путников, чем был сильно разочарован. Затем описывается диалог между Бодхидхармой и Императором.

Император обратился к Бодхидхарме: «Могу я задать вам вопрос?»

Бодхидхарма ответил: «Да, конечно».

Император спросил: «Что является источником этого Творения?»

Бодхидхарма посмотрел на него и рассмеялся: «Что это за дурацкий вопрос? Спросите о чём-нибудь другом».

Император обиделся и разозлился, ведь он приготовил целый список глубоких, по его мнению вопросов, ожидал услышать от просветленного монаха глубокую мудрость, а этот мужик сказал, что вопрос дурацкий. Однако, но не подал виду и сказал: «Хорошо, я задам вам второй вопрос. Что является источником моего существования?»

Бодхидхарма стал смеяться ещё громче, а потом ответил: «Это невероятно глупый вопрос. Спросите о чём-нибудь другом».

Император У-ди разозлился ещё больше, но опять не подал виду и перешёл к третьему вопросу. Он составил перечень добрых дел, которые совершил в своей жизни: сколько людей накормил, сколько раз проявил милосердие, сколько всего совершил. И он спросил: «Чтобы распространить дхарму, чтобы распространить послание Будды, я простроил множество залов для медитаций, разбил сотни садов, обучил тысячи переводчиков. Я организовал всё это. Достигну ли я мукти — освобождения?»

Бодхидхарма стал серьёзным. Он встал и свирепо уставился на императора своими большими голубыми глазами: «Что?! Ты?! Мукти?! Да ты будешь гореть в седьмом аду!»