Найти в Дзене
Книжный клуб

Сергей Довлатов - творец, которому не повезло

Оглавление

Сегодня у меня есть настроение для писателя, который очень много для меня значит. Речь пойдет о Сергее Довлатове.

"Зона"

Впервые я познакомился с творчеством Довлатова через его произведение "Зона". Эту работу наверное сложно назвать романом, скорее это сборник коротких рассказов. Он действительно меня поразил, потому что это было повествование очень простое и в то же время очень откровенное. Мне кажется, что для любого писателя не столько важны сложные конструкции, не столько важна постановка сюжета, раскрытие характеров героев, сколько важно другое: самое главное - это быть честным. В этой ситуации, даже самую простую историю можно преподнести так, как не сможет это сделать никто. Даже самую банальную вещь, можно превратить в настоящую трагедию или в нечто возвышенное. В общем,  сделать это достоянием искусства.

-2

Довлатов, со своей зоной просто оказался не в том месте и не в то время. На тот момент публики были прекрасно известны "Колымские рассказы", Варлама Шаламова и "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына. Поэтому, роман где бы тоже говорилось о зоне, но с совершенно с другой точки зрения публике был не нужен. Ведь всем казалось, что про тюрьмы уже рассказано все, но это было не так.

Довлатов говорит об этом совершенно другим языком. Он показывает нам прежде всего не столько само место, сколько показывает нам людей. Их совершенно разные характеры и в этом отношении он всегда оставался безупречным мастером. Никто не умел так точно, как это делал он буквально в нескольких словах, показать нам всю историю человека, раскрыть его характер, раскрыть его сущность.

"Чемодан"

Если вы вдруг хотите себя попробовать в писательском ремесле и спрашиваете, что бы такого почитать что бы научиться писать, что бы научиться составлять сценарии, я бы посоветовал только один сборник рассказов Сергея Довлатова - это его "Чемодан". Все там построено на достаточно простом приеме, но насколько интересным, насколько захватывающем.

-3

Вот у нас есть сам рассказчик, уже живущий в Америке. Что он делает? Он находит однажды в своем доме старый свой чемодан, с которым он приехал из СССР. А что в чемодане? Всего-то пять вещей. Все, что он накопил за свою жизнь в СССР. Он не смог оттуда увезти книги, он не смог оттуда увезти больше ничего. Только пять совершенно ни кому ненужных шмоток. И кажется ему, что его жизнь пуста, ведь кроме этих пяти шмоток нет там больше ничего.

Но за каждой этой шмоткой кроется история. Именно так он все и выстраивает. Все в этом, и юмор, и трагизм, и настоящая сущность. Это все показывает ту самую важную деталь, которая настолько важна не только для литературы, но и для кинематографа. Ведь мы раскрываем каждого человека через определенный предмет, за каждым предметом кроется история. И вот тогда-то мы и чувствуем трагизм. Мы понимаем, что очень много вещей в нашей жизни важны для нас.

Каждый раз при переезде или перед отправлением в путешествие мы думаем что с собой взять. И далеко не всегда это какие-то практичные вещи, которые нам понадобятся, очень часто это просто то, что дорого нашим воспоминаниям. И Довлатов делает это - великолепно. Он просто потрясающе показывает вам всю жизнь человека, со всей безнадежностью, со всей радостью и только в пяти вещах.

"Компромисс"

Еще один сборник Довлатова, который мне нравится пожалуй больше всего - это его "Компромисс". Действительно, как часто мы идем на компромисс ради того, что бы достичь какой-то цели. Вот и Довлатову тоже приходилось это делать.

-4

Он работал журналистом в самой обычной газете. Это на самом деле каторжный труд в советские времена. Почему? Потому что каких только ты не был взглядов, тебе все время приходилось писать самые сухие и никчемные заметки, которые так активно потреблялось советской пропагандой. Вот и Довлатову со всем его живым отношением, с его уникальным взглядом, с его умением подмечать детали приходилось писать самую обычную нудятину.

И как замечательно выстроен весь его сборник "Компромисс". Вначале мы видим сухую информационную заметку в которой нет ничего. Она очень пресная, как пирожок без начинки.

("Советская Эстония". Ноябрь. 1973 г.)
"НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ. Ученые восьми государств прибыли в Таллинн на 7-ю Конференцию по изучению Скандинавии и Финляндии. Это специалисты из СССР, Польши, Венгрии, ГДР, Финляндии, Швеции, Дании и ФРГ. На конференции работают шесть секций. Более 130 ученых: историков, археологов, лингвистов — выступят с докладами и сообщениями. Конференция продлится до 16 ноября".

В итоге, за всем этим раскрывается настоящая история. И мы видим, что во всех этих 10-ти строках скрывается настоящая жизнь. Это тот компромисс, который был сделан великолепно.

Особенно мне нравится компромисс десятый. Нравится настолько сильно, что даже не могу удержаться и оставлю этот отрывок здесь. Так будет проще понять, почему Довлатов настолько хороший писатель и как в самых простых юмористических деталях он умеет показать настоящую историю.

За два года Буш обольстил четырех стареющих женщин. Галина Аркадьевна была пятой и самой любимой. Остальные сохранили к Бушу чувство признательности и восхищения.

Злые языки называли Буша альфонсом. Это было справедливо. В любви к стареющим женщинам он руководствовался мотивами альтруистического порядка. Буш милостиво разрешал им обрушивать на себя водопады горьких запоздалых эмоций.

Постепенно о Буше начали складываться легенды. Он беспрерывно попадал в истории.
Однажды Буш поздно ночью шел через Кадриорг. К нему подошли трое. Один из них мрачно выговорил:
— Дай закурить.
Как в этой ситуации поступает нормальный человек? Есть три варианта сравнительно разумного поведения.
Невозмутимо и бесстрашно протянуть хулигану сигареты.
Быстро пройти мимо, а еще лучше — стремительно убежать.
И последнее, — нокаутировав того, кто ближе, срочно ретироваться.
Буш избрал самый губительный, самый нестандартный вариант. В ответ на грубое требование Буш изысканно произнес:
— Что значит — дай? Разве мы пили с вами на брудершафт?!
Уж лучше бы он заговорил стихами. Его могли бы принять за опасного сумасшедшего. А так Буша до полусмерти избили. Наверное, хулиганов взбесило таинственное слово — "брудершафт".
Теряя сознание, Буш шептал:
— Ликуйте, смерды! Зрю на ваших лицах грубое торжество плоти!.

Как и многим настоящим творцам - Довлатову не повезло. В Советском союзе его книги не издавали. Когда он переехал в Америку его произведения все-таки увидели свет, а дальше его сгубила бюрократия. Ее Довлатов всегда ненавидел и всегда относился к ней с огромным презрением.

В Америке ему сказали, что издадут его книги. Он был рад, напился на радостях и в итоге у него случился сердечный приступ, но в больнице его отказались принимать, по одной простой причине - у него не было страховки. Именно из-за отсутствия страховки он и погиб, лишенный помощи, на чужой земле, которую тоже начал считать своим вторым домом.