Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Как научить ребенка самостоятельности и ответственности?

Все родители хотят, чтобы ребенок вырос ответственным и самостоятельным.

Но как помочь ему таким стать?

И когда пора формировать самостоятельность и ответственность?

Есть те, кто считает, что в этом поможет тотальный контроль, что он натренирует этот навык.

Некоторые считают, что контролировать не нужно вообще. И ответственность от этого сформируется сама.

Но как гласит русская поговорка: "Всё хорошо, в меру."
Она как раз о том, что любые крайности неэффективны.

Чтобы ребёнок взял на себя ответственность, задача родителей ему её отдать. И делать это надо постепенно.

Иначе не получается.

Откуда начинать?

По сути, начинать надо с рождения. И даже раньше, до рождения, с момента зачатия.

Беременность - это не патология! К сожалению, все чаще звучат обратные утверждения. Именно они порождают излишний контроль и тревожность.

А это естественный процесс, когда внутри матери развивается ребёнок. Он там растёт и развивается сам, без вашего сознательного активного участия, а уж тем более контроля.

Ваш организм знает, что ему нужно дать, а он знает, что и как взять.

Задача матери: поддерживать свой организм! в здоровом физическом и эмоциональном состоянии.

И эта задача для Матери актуальна и первостепенна в любом возрастном отрезке её ребёнка.

Когда Мать ставит ребёнка выше себя - баланс нарушается. И это возвращается детскими проблемами. О чем я писала в предыдущих постах.

Так вот,
Ребёнок не беспомощное существо.

Он общается с вами с не только с момента рождения, почти всю беременность. Он всегда сообщает вам о том, что ему нравится, а что нет.

Просто нужно уметь прислушиваться, доверять этим сигналам, доверять и себе и ему, разговаривать с ним, объяснять что происходит. Даже когда он еще в начале своего развития. Во время беременности мамы, ребенок очень чутко ощущает все ее эмоции. И сильные стрессовые ситуации накладывают отпечаток на эмоциональное и психическое развитие. И с этим потом тоже приходиться работать в психотерапевтических сеансах.

И первая самостоятельность формируется с рождения, когда происходит осознание собственных потребностей в еде, в мамином внимании, в изучении окружающего мира, в формировании действий в этом мире, от сосательного и хватательного рефлексов до первых шагов и осознания желаний что именно схватить.

Завершается первый этап в 1 год.

Кризис 1 года жизни (раньше была инициация в 1 год - пострижены с проверкой навыков самостоятельности ребенка, и навыка родителей в формировании его первой ответственности.

Этот кризис носит условное название: "Я хочу". Потому что связан он с осознанием своих потребностей и желаний, и навыка заявлять о них.

- Хочу кушать, хочу писать, хочу игрушку, и т.д.

Как может ребенок осознать потребность в еде?

Испытывая голод. Как он просит? - Плачем.

Правильное питание - точно по расписанию, по часам, не даёт возможности это почувствовать.

Так же как и насилие едой, когда ребёнок не проголодался или уже наелся, а родители заставляют есть.

Потребность попроситься на горшок формируется, когда ребенок чувствует дискомфорт от мокрых ползунков.

Но когда он в памперсах - ему "тепло и сухо". (Кстати, доказано, что это вредно для потенции).

Как он может просить игрушку, если вокруг всего столько, что аж рябит, и глаза не фокусируются ни на чём?

Если ему ответственность не отдавать, он не сможет сформировать адекватно способность слушать себя, свои потребности, свои желания.

Получится как в том известном грустном анекдоте:
- Аркаша, иди домой!
- Мама, а я что замерз?
- Нет, ты проголодался.

Когда родители не доверяют ребёнку он блокирует свои чувства и перестаёт осознавать собственные потребности.

Как помочь ребенку?

Нужно создавать условия для формирования, давать время для осознавания потребностей.

Что в этом самое главное:

1. Помнить, что Ребёнок - не беспомощное существо! (Повторяюсь, потому что это важно!)

2. Нужно позволить ему заявить о желаниях. Следовательно, Слушать ребёнка и уважать его чувства и желания.

3. Разговаривать и объяснять что важно просить, говорить, делать. И чего делать не нужно.

4. Всё хорошо в меру.

Продолжение в следующем посте.

С уважением, Галина Суслина

Подписывайтесь, чтобы не пропустить публикацию о следующем возрастном кризисе.

И, конечно, если нужна помощь, обращайтесь. Но сначала прочтите предыдущие посты.

Автор: Суслина Галина Александровна
Психолог, Коуч Энергопрактик

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru