Найти в Дзене

Почему “не переживай” и “все будет хорошо” не работают?

Подобрать нужные слова, чтобы успокоить  человека в беде непросто. Мы можем быть абсолютно искренними в своем желании помочь и приободрить,  но эффект получается прямо противоположный. Собеседник закрывается или раздражается. Почему так происходит?

Самая частая причина в том, что вы используете дежурные и пустые фразы. Такие как:

“Не переживай”, “не расстраивайся”

Парой слов вы обесцениваете все переживания и чувства. Знаете, что слышит другой человек? Твои эмоции сейчас ничего не значат. Ты не имеешь права их испытывать.

Еще наш мозг игнорирует частицу “не”, поэтому вы буквально говорите: “переживай”, “расстраивайся”.

“Успокойся и возьми себя в руки”

Если бы это было так  легко, поверьте, человек бы справился и без вашего совета. Ему сейчас плохо и он имеет полное право так себя чувствовать. Ваше “успокойся” звучит как “прекрати ерундой заниматься, я не знаю что с тобой делать, когда ты расстроен”.

“Все будет хорошо”, “все наладится”

Вы не экстрасенс и не знаете, что будет дальше.  Это пустые фразы, непонятно, что наладится и будет хорошо. Они не помогают, а показывают,  что вам поскорее хочется отделаться от утешительных разговоров и заняться своими делами. При этом вы автоматически обесцениваете эмоции: “Что ты ноешь, все же хорошо будет”.

“Вот что тебе нужно сделать…”

Это все равно, что предлагать человеку с переломом начать бегать. В стрессовой ситуации человек погружен в свои переживания и проблему,  ваши советы ему до лампочки. Когда он будет готов, то сам спросит ваш совет.  Особенно если ваш собеседник  мужчина.

Могло быть хуже”

А у человека в голове продолжение: поэтому сейчас ты не имеешь права злится и  переживать. Не ищите позитивных сторон в случившемся, не вспоминайте про тяжелых больных и голодающих детей Африки. Для каждого его личная проблема - самая важная и сложная, даже если у других в десятки раз хуже.

“Ну я же говорил”

Единственный человек, которого вы поддерживаете этими словами - вы сами. Порадуйтесь своей правоте внутри себя, но не пинайте ей упавшего.

Как же поддержать, чтобы действительно помочь?  Держите 5 правил эмоциональной помощи.

  1. Просто побудьте рядом. Скажите: «Я здесь», «Я с тобой..», «Я никуда не уйду..». Человеку в сложной ситуации как никогда важно знать, что он не один.
  2. Дайте выговориться. От вас требуется только внимательно выслушать. Пускай  собеседник расскажет все, что посчитает нужным. Не перебивайте, не  высказывайте свое экспертное мнение, не отвлекайтесь каждые пять минут на уведомления в телефоне.
  3. Разделите его чувства. Скажите:” Я вижу, как тебе больно”,  “Я понимаю, что тебе сейчас тяжело”.
  4. Признайте, нормализуйте  и примите чувства и эмоции человека в беде. Скажите: “То что ты чувствуешь - нормально”.
  5. Предложите помощь.  Спросите: “Как я могу тебе помочь?”. Но оцениваете свои возможности адекватно. Не обещайте приехать в любое время дня и ночи, если вы к этому не готовы.

Если вам понравилась  статья, нажмите, пожалуйста, «Сказать спасибо». Еще больше пользы вы найдете в моем Instagram.