Найти в Дзене
Подписаться

Есть такое село-2

Бабушкин дом в селе
Бабушкин дом в селе

Долго ничего не выкладывала. Занималась метрическими книгами, исповедными ведомостями и другими документами своего украинского села. Несколько конкретных мыслей по итогам.

Только недавно вошедшую в состав России часть Сквирского уезда, территория ее сел Дедовщина, Голяк и Томашовка, в 1796 году подарили князю Григорию Алексеевичу Долгорукову. Меня долго занимал вопрос о том, а приезжал ли сам светлейший князь в свое имение. Теперь могу с уверенностью сказать, что не только приезжал, но и проживал и обживался. Сохранилась запись в исповедной ведомости за 1799 год о том, что он, Григорий Алексеев сын Долгоруков 41 лет, и племянник его 20 лет, Владимир Иванов сын Долгоруков, были на исповеди. Для несведущих напомню, что исповедь является для верующих важным таинством, но Петр Первый превратил ее еще в одну форму политического контроля над обществом. Священнослужители отчитывались о тех, кто исповедовался хотя бы в раз в прошедшем году. Но, кроме того, обязаны были сообщать о подозрительных рассказах своих подопечных. Я сама видела в рязанских документах, что отсутствие на исповеди плохо характеризовало человека, если он попадал в сферу внимания властей. Но для исследования родословной эти ведомости- благодатный источник. В них записывалась вся семья с указанием возраста всех ее членов.

Так вот Алексей Григорьевич, как и положено русскому барину, окружил себя удобствами. Сохранились длинные списки его дворовых людей. Но меня удивили некоторые записи за 1804 год: «Анна Тимофеева дочь Господина 30 лет, дети ее Федор 17, Марфа 4. Параскева Трофимова дочь Господина, сын Яков 1 год. Евдокия Михайлова дочь Господина 40 лет». Не знаю кто это. Могу только догадываться. Долгоруков официально женат не был. И наследников не оставил. Когда он продал имение, то одарил местную Покровскую церковь подарками, среди которых была серебряная чаша. Это всегда было предметом гордости местного притча. Местные приходы были бедны и часто невзрачны. У Покровской и Николаевской церквей в Дедовщине не было колоколен, они висели рядом на подставках. Сами церквушки являлись очень скромными деревянными строениями. Это и понятно. Бедное население, польское католическое владычество, униатская церковь. Тем более и земли эти долгое время принадлежали именно киевскому униатскому митрополиту (некое подчинение православных церквей Папе Римскому). После 1809 года Николаевскую церковь снесли. Новые хозяева построили костел. Ни одной фотографии этих церквей я не нашла. Дедовщина еще долго будет оставаться главным селом и резиденцией хозяев, пока имение не будет разделено между наследниками.

Вообще Дедовщина достаточно старое селение. Когда-то оно носило название «Долгоселица». Тянулось на несколько верст вдоль реки Ирпень. Потом было разорено татарами и снова заселено. По преданию, новое название дал некий старец, первым поселившийся здесь. Дедовщина всегда была многолюднее, богаче Томашовки. В 1897 году здесь проживало более 2000 человек. Мои предки по маминой линии, Бороденко, жили здесь до середины 19 века, а потом, после раздела имения или по какой-то другой причине, все оказались в Томашовке. Местные крестьяне всегда были крепостными. В августе 1861 года крестьяне Сквирского уезда сел Дедовщины, Томашовки и Голяк попали в доклад статс-секретаря Валуева царю Александру Второму в связи «с возникшими и прекратившимися недоразумениями». К слову, после отмены крепостного права в Киевскую губернию были отправлены значительные воинские части решать вот такие «недоразумения».

Вот второй половине 19 века в Дедовщине была церковно-приходская школа. В Томашовке, в 6 верстах от Дедовщины, было народное училище (тот есть сельская школа). А вот земства здесь были созданы только после 1910 года (в Рязанской губернии –в 1865 году). Но не спешите ругать царское правительство. На этой территории Украины многие землевладельцы были поляками. Например, Хаецкие всегда служили царскому правительству, но… Петр Хаецкий участвовал в антироссийском польском восстание 30 гг. 19 века. За что был сослан в Сибирь. Кстати, вместе Хаецкими в селах появилось и больше католиков, которые, естественно, говорили по-польски. Семья Фаддея Эваристовича Хаецкого (по переписи 1897 года), владельца Дедовщины, состояла из 3 человек. Он, получил образование в Варшаве, для его жены, Изабеллы, родным языком был французский, она училась в Париже. Их 3-летний сын Марк в имении не проживал, воспитывался где-то за границей. Это и понятно

Сигизмунду Эваристовичу, владельцу Томашовки, в 1897 году было 26 лет. Много времени проводил за границей. Политехническое образование получил Цюрихе. Это ему деревня обязана прекрасной усадьбой, каменной мельницей и крепким хозяйством в его экономии (хозяйстве).

Но в самой деревне всего 900 жителей. Грамотных меньше 70 человек, из них 10 человек обучились читать и писать во время военной службы, 27 человек в сельской и церковно-приходской школах. Остальные дома не только русской грамоте, а еврейскому закону. В Томашовке проживало около 50 евреев. В селе даже жили специальные учителя, которые приходили в еврейские дома. Евреи мало занимались земледелием (запрещено законом), а вот мелочная торговля, скупка хлеба, мяса, служба в экономии, ювелирное дело, портняжное дело и т.д., были распространены. По своему социальному положению почти все относились к мещанам. А вот католиков в деревне было примерно 10%. Большинство из них говорили по-польски и считали польский язык родным. А это и крестьяне, в том числе. Но были среди них и мещане, и дворяне. Многие из них прислуживали в доме Хаецкого и работали в его экономии. Жил в Томашовке и живописец-самоучка. Вообще, среди местных крестьян были и те, кто уже не обрабатывал свою землю, а жили только работой в экономии или другой поденной работой.

Местные крестьяне, живя в прекрасных погодных условиях и на хорошей земле, как и большинство российских крестьян, страдали от малоземелья и бедности, которое сохранилось и после отмены крепостного права. В 1905 году дворяне Киевской губернии владели 73% пахотной земли, крестьяне – только 5% (согласно земской статистике).

Единственным каменным домом в деревни был дом Сигизмунда Эваристовича. Остальные жили в традиционных деревянных домах, покрытых соломой. Вся эта разная публика, которую я описывала. Что меня удивило, и те, кто заявлял о себе, как о дворянах.

Я помню то время детства, конец 60-х годов прошлого века, когда во дворе моих деда и бабушки стоял такой очень старый дом с земляным полом…

И еще. После революции Хаецкие исчезли. Что будет, если они все вернуться и потребуют восстановить их право собственности на земли, на усадьбы?????... Вы думаете, это невозможно?