Как я и обещала в предыдщем материале, ближайшие статьи на канале будут посвящены творчеству режиссера Эльдара Александровича Рязанова. Начнём.
Кино стало хоть и счастливой, но случайностью в судьбе Мастера. А дело было так. Окончив экстерном школу в 1944 году, юный Эльдар очень хотел поступить в мореходное училище в Севастополе. Он отправил туда запрос, но годы были военные, так что ответа молодой человек не дождался. В это самое время Рязанов встретил на улице своего приятеля, который планировал поступать в институт кинематографии. И, как это водится, Эльдар Александрович направился сдавать вступительные экзамены "за компанию", чтобы не терять год, ожидая-таки осуществления своей мечты в мореходном училище. Так Рязанов в свои 16 лет оказался на режиссерском факультете ВГИКа, где его мастером был Григорий Михайлович Козинцев ("Дон Кихот", "Гамлет", "Король Лир").
Карьеру кинорежиссера Эльдар Александрович начал в жанре документального кино. Дипломной работой Рязанова стал фильм "Они учатся в Москве", который был снят им вместе с сокурсницей Зоей Фоминой.
Картины "Дорога имени Октября", "На первенство мира по шахматам", "Недалеко от Краснодара", "Твои книжки", "Остров Сахалин", "В дальневосточных морях", сделанные им в документальном жанре, серьёзным образом обогатили жизненный опыт Эльдара Александровича, которому пришлось поездить по стране и в ходе этих путешествий пообщаться с людьми, живущими абсолютно в разных условиях.
Интенсивная работа в качестве документалиста стала сказывать на творческой амплитуде режиссера, а потому им было принято решение попробовать себя в жанре художественного кино, дабы продолжить професионально развиваться.
Работу над художественными фильмами Эльдар Александрович начал в картине "Весенние голоса", где он являлся напарником Сергея Гурова. Это был счастливый случай, потому что в работе над этим фильмом режиссеру пригодился его опыт работы в документальной сфере, но вместе с тем происходило получение новых профессиональных навыков. А уже после этого удачно опыта началась полноценная карьера Эльдара Рязанова в качестве режиссера художественного кино на киностудии "Мосфильм".
"Карнавальная ночь" - первый художественный фильм Эльдара Александровича, снятый им самостоятельно. Дебют Рязанова на большом экране. И сразу успех и признание. Большую роль в работе над этой картиной сыграл Иван Пырьев, который в тот момент был художественым руководителем "Мосфильма". Именно Иван Александрович настоял на участии в фильме Людмилы Гурченко, для которой эти съемки тоже стали дебютными.
Вместе с Людмилой Марковной Эльдар Александрович приобрел в процессе этой работы ещё одного соратника и любимца - Игоря Ильинского. Перед этим большим артистом режиссер сначала робел, но потом открыл в нем глубокого и невероятно порядочного человека:
У меня тогда впервые зародилась парадоксальная мысль, которая впоследствии подтвердилась на многих примерах и превратилась в прочное убеждение: чем крупнее актер, тем он дисциплинированнее, тем меньше в нем фанаберии, тем глубже его потребность подвергать свою работу сомнениям, тем сильнее его желание брать от своих коллег все, чем они могут обогатить. И наоборот: чем меньше актер, тем больше у него претензий, озабоченности в сохранении собственного престижа, необязательности по отношению к делу и к людям. (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
Следующей работой Э. Рязанова стала картина "Девушка без адреса". Сам режиссер мало рассказывает про это произведение. Существует такая версия, что Эльдар Алексанрович очень хотел привлечь к этой работе полюбившихся ему артистов - Людмилу Гурченко и Игоря Ильинского, но художественный совет не принял эту идею. И позднее, не смотря на успех фильма ("Девушка без адреса" оказалась в лидерах кинопроката в 1958 году), Рязанов считал, что картина получилась бы удачнее, если бы главную роль сыграла Людмила Гурченко.
Но надо сказать, что зрители все же полюбили эту легкую лирично-музыкальную комедию и продолжают регулярно пересматривать "Девушку без адреса".
Следующая картина Эльдара Рязанова вновь позволила свершиться кинодебютам. Фильм "Человек ниоткуда" открыл для широкой аудитории творческое дарование Сергея Юрского и возродила веру в кинематограф Анатолия Папанова, которому долгое время перед этим не удавалось сниматься, а здесь он сыграл сразу 4 роли. Талант же Юрия Яковлева смог здесь открыться зрителям с новой стороны.
Судьба этой картины Мастера не была столь же счастливой, как у предыдущих его произведений. На фильм с критикой обрушился секретарь ЦК Суслов, который после просмотра "Человека ниоткуда" решил, что это брак (т.е. бракованное произведение), о чем и сообщил на очередном съезде партии. Картина, естественно, отправилась "на полку" (была изъята из проката) на долгие годы.
Для того чтобы реабилитироваться в глазах руководства, Эльдар Александрович в это время задумал снять патриотическую картину. В основу истории легла пьеса "Давным-давно", с которой Рязанов познакомился в театре Советской армии ещё в 1944 году. Переделывать пьесу в сценарий режиссеру пришлось практически самостоятельно, так как автор произведения Григорий Горин был слишком занят. Надо сказать, что подстроиться в своих стихах Эльдару Александровичу вполне удалось, и зрители не заметили "склеек". Так создавался фильм "Гусарская баллада".
Поиск главной героини оказался довольно мучительным для режиссера, на роль Шурочки Азаровой пробовались многие замечательные актрисы, но лучше всего под образ подошла Лариса Голубкина. Она живо и задорно сыграла в картине, хотя по-настоящему ещё являлась студенткой театрального института и многому училась прямо на съемочной площадке, в том числе у своих партнеров. А надо сказать, что другие важные роли в этом фильме исполнялись великолепными артистами, достаточно назвать имена уже полюбившихся Рязанову Юрия Яковлева и Игоря Ильинского.
«Гусарская баллада» как бы подвела определенную черту моим начальным исканиям, так сказать, первой фазе режиссерского обучения. Я поставил несколько комедий, наполненных музыкой, цветных, легких, немножко условных. Я в какой-то степени освоил работу с композитором, попробовал себя в трюковых съемках, испытал, что такое батальные сцены, повозился со стихотворным текстом, понял суть актерской психологии и еще многое другое. В общем, я, наверное, стал кинорежиссером. Но каждый раз, вместо того чтобы закреплять и развивать достигнутое и совершенствоваться в какой-нибудь одной области, скажем, музыкальной комедии или комедии лирической, я кидался во что-то неизведанное. Мне было интересно ставить то, что я не знал, как ставить. (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
Новый этап, новый подход к созданию кинолент начался в судьбе Рязанова с картины "Дайте жалобную книгу". И это было осознанное, продуманное решение режиссера. Именно с этой работы начался его отказ от так называемой "ненатуральной" комедии.
"Я начал с того, что отринул цвет. Это был мой первый черно-белый художественный фильм. Я стал пытаться переломить условность ситуаций и характеров максимально правдивой съемкой и достоверной, без комикования игрой актеров. Стремился создать на основе искусственно сконструированного сценария правдивую комедию". (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
В этой картине великое разнообразие актерских талантов. Главные роли здесь сыграли Лариса Голубкина, перекочевавшая из предыдущей работы Мастера, и Олег Борисов. Свои небольшие образы на экране воплотили: Анатолий Папанов, Рина Зеленая, великолепное трио Никулин, Вицин, Моргунов и другие.
Надо сказать, что фильм "Дайте жалобную книгу" состоялся в том числе и потому, что Эльдару Рязанову необходимо было осуществлять съемки до того момента, пока ему не разрешат осуществить его желанный замысел - снять кинокартину "Берегись автомобиля".
Этот сценарий был написан Рязановым в соавторстве с Эмилем Брагинским. К слову сказать, с этой работы началось многолетнее и плодотворное сотрудничество режиссера с драматургом. Всего в этом тандеме была создана драматургическая основа для 10 картин: "Берегись автомобиля", "Зигзаг удачи", "Старики-разбойники", "Невероятные приключения итальянцев в России", "Ирония судьбы, или С легким паром!", "Служебный роман" (пьеса "Сослуживцы"), "Гараж", "Вокзал для двоих", "Забытая мелодия для флейты", "Тихие омуты".
Обычно истории для своих произведений Рязанов с Брагинским находили "в жизни", они слышали увлекательные истории от разных людей и придавали им художественную форму. Так было и со сценарием "Берегись автомобиля", хотя документальных подтверждений событий, происходящих в фильме, авторам так и не удалось найти.
Кинокомитет не одобрил сразу это произведение, но в работу картину запустили под названием "Угнали машину", где роль Деточкина должен был воплотить Юрий Никулин, а следователя Подберезовикова - Юрий Яковлев. Однако, жизнь полна сюрпризов, и по сложному стечению обстоятельств производство фильма было остановлено новым министром А. В. Романовым.
Тогда Рязанов и Брагинский переработали литературный материал в формат повести и опубликовали в журнале "Молодая гвардия". Провести в органах власти напечатанное публично произведение было гораздо проще, поэтому кинокартина "Берегись автомобиля" спустя время, но всё же была создана.
Как разномастная актерская компания, так и разножанровый букет в одном фильме противоречили теории, да и практике кинематографа тоже. (Э. Рязанов "Неподведенные итоги")
В этот раз исполнителем главной роли Деточкина Эльдар Александрович видел Иннокентия Смоктуновского, заполучить которого в картину оказалось довольно проблематично. Иннокентий Михайлович в тот момент переживал нелегкий период: подходили к концу сложные съемки, и артист чувствовал себя болезненно. Рязанов лично приехал к актеру на дачу в Ленинградскую область, чтобы убедить сняться в своем фильме.
Надо сказать, что в кинокартине "Берегись автомобиля", действительно, собралась довольно разнотемпераметная, но необыкновенно талантливая компания артистов: Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Ольга Аросьева, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Анатолий Папанов, Георгий Жженов и многие другие выдающиеся деятели искусства даже в маленьких ролях.
Следующий фильм режиссера - "Зигзаг удачи" - быстро и успешно прошел необходимые процедуры, чтобы быть запущенным в производство. Успех картины "Берегись автомобиля" серьезным образом отразился на авторитете самого Рязанова.
Собрать актерскую команду в этот раз тоже оказалость не так просто. Смоктуновский по состоянию здоровья не смог исполнить роль Орешникова, которую в итоге блестяще сыграл Евгений Леонов. Роль Алевтины Брагинский и Рязанов писали, надеясь, что на экране её воплотит Алиса Фрейндлих, но по личным причинам актриса не смогла это сделать, и этот образ создала Валентина Талызина.
Съемки шли достаточно трудно, а черновой вариант картины подвергся серьезной критике на киностудии (в частности со стороны профсоюзов) так что, когда фильм был готов, его выпустили только в ограниченный прокат, вторым экраном (т.е. в окраинных кинотеатрах, не в центральных).