Найти тему
Ваш методист

Что стоит за лекциями в обучении, и какими они должны быть на самом деле?

Оглавление

Мы уже давно привыкли к многообразию образовательных мероприятий. Воркшопы, митапы, вебинары, семнинары, мастер-классы — все они залог разных образовательных результатов, то есть разных механик достижения цели обучения.

Старые добрые лекции на фоне такой паллитры блёкнут. Их незаслужено обзывают говорящей головой и задвигают на задний план. А зря!

Чем же лекция может быть полезна в эпоху геймификаций и интерактивов?

Когда мероприятие должно охватить большую аудиторию: сто-пятьсот-тысяча человек и больше; ваш формат — лекция. Лекция не означает полное отсутствие общения с аудиторией, но основной упор идет на монолог. Интерактив лишь помогает держать групповую динамику и интерес, но главная задача — изменить/расширить картину мира единомоментно у многих слушателей.

⚠️ Именно для изменений картин мира стоит использовать формат лекций. Он хорошо подойдет при первом касании с новой сферой или при вводном блоке к какой-то дисциплине. Задача лекции заложить основу чего-либо и дать почву для дальнейшего изучения.

Что может испортить лекцию?

1️⃣ Неправильно поставленная цель. Например, если лектор проводит лекцию чтобы проинформировать, то с материалом могут возникнуть проблемы. Всё потому что информирование — это трансляция фактов, а без контекста, без опыта лектора и без эмоций факты редко могут действительно повлиять на мироощущение аудитории. И тогда лекция превращается в чтение википедии вслух.

2️⃣ Отсутствие заботы об аудитории: слишком сложный язык, слишком много деталей, игнорирование динамики мероприятия, отсутствие контрольных точек для замера понимания материала аудиторией.

Интересно, что качество потенциальной лекции слушателю можно проверить еще на чтении аннотации или изучении лендинга. Если язык описания понятен, тембр и манера речи лектора приятна (обязательно гуглите лекторов и смотрите доступные с ними видео заранее!), а цель лекции прозрачна — смело записывайтесь.

3️⃣ Попытка сделать гибридный формат и подключить к лекции глобальный интерактив. Это не сильно испортит лекцию с маленькой аудиторией, но губительно скажется на лекции с большой. Обычно на формат лекции закладывают от часа до двух. За это время провести интерактив. который будет сложнее поднятых рук, невозможно. А, значит, лектор потеряет кусок информации из-за которого слушатели не получат все образовательные результаты.

Лучше одна лекция + семинар/воркшоп по группам, чем суп из всего сразу.

Как итог

🔹 Слушателям не стоит игнорировать мероприятие, если оно заявлено как лекция. Если ваша цель — изменить свою картину мира, смело пробуйте!

🔹 Создателям не стоит упускать формат, при котором можно охватить большую аудиторию. Главное — правильно поставить цели лектору и не мешать с другими механиками обучения.