Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Нарушения привязанности. Часть 3 - в семье и в детском доме

Последователи школы генезиса общения М.И.Лисиной продолжили исследование формирования привязанности, обратив внимание на различия этого процесса у малышей, живущих в семьях, и тех, кто воспитывается в детских домах.

В работе Н. Н. Авдеевой и Н. А. Хаймовской (2003) [1] представлены итоги их диссертационных исследований в русле генезиса общения.

Главным предметов исследований были особенности аффектов в привязанности к близкому взрослому у детей из детских домов и у домашних детей.

В диссертациях авторов было показано, что особенности взаимодействия взрослого и ребенка раннего возраста влияют на формирование определенного типа привязанности.

-2

Лаборатория Психологического института РАО под началом М.И.Лисиной разработала методику стандартизованного наблюдения, которая позволила зафиксировать поведение взрослого в определенных ситуациях взаимодействия с ребенком:

- пробуждение и подъём;

- принятие пищи;

- одевание;

- общение в период бодрствования;

- отход ко сну.

Также применялась модификация методики M. Ainsworth на определение качества привязанности.

Изучались знания взрослого об особенностях возраста ребенка и учет этих знаний в процессе общения, а также отношение и признаки привязанности взрослого к малышу.

Результатом исследования стало выявление двух типов привязанности: надёжной и ненадёжной, каждая из которых имела в своём составе ещё две группы.

Домашние дети

Надёжная привязанность

Ненадёжная привязаность

Две группы по признаку дистанцированности контакта

Ненадежно аффективно привязанные

Индифферентные

Активный телесный контакт с матерью

Предпочтительно визуальный контакт

В присутствии матери равнодушны к ней, а в стрессе ищут ее поддержки

Равнодушны к матери в любой ситуации

По всем показателям активности дети превосходят тех, у кого привязанность ненадежна

Менее активны, чем дети с надежной привязанностью

Самые пассивные

Значимыми оказываются ситуации кормления (активность диалога и содействия со взрослым)

Дети из детского дома

Условно надёжная привязанность

Ненадёжная привязаность

Встречается у детей из детдома, если они с рождения в одной и той же группе и с одними воспитателями

Наиболее характерна для детей из детских домов (у 9 из 13)

Реакции носят более упрощенный и противоречивый характер, чем у домашних детей

Есть положительная реакция на воспитателя

Нет положительной реакции на воспитателя

Значимой оказалась ситуация свободного бодрствования

Максимальная активность диалога в ситуациях переодевания и укладывания спать (в другое время воспитатели слишком заняты)

Дети из дома ребенка, у которых наблюдается условно надёжная привязанность, ищут у взрослых защиты в сложных ситуациях. Однако, такие дети испытывают сложности в тонкой подстройке к партнёру по общению.

-3

Домашние дети с надёжной привязанностью более успешно ведут себя в незнакомых ситуациях.

-4

Авторы, в целом, считают недостаточно уместным использование стандартизованных методик, разработанных для пар «младенец-мать», в условиях дома малютки, в которых нет условий для обеспечения ухода одним, постоянным взрослым.

-5
  1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка М. Смысл, 2003 г.

Автор: Ольга Егорова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru