Последователи школы генезиса общения М.И.Лисиной продолжили исследование формирования привязанности, обратив внимание на различия этого процесса у малышей, живущих в семьях, и тех, кто воспитывается в детских домах.
В работе Н. Н. Авдеевой и Н. А. Хаймовской (2003) [1] представлены итоги их диссертационных исследований в русле генезиса общения.
Главным предметов исследований были особенности аффектов в привязанности к близкому взрослому у детей из детских домов и у домашних детей.
В диссертациях авторов было показано, что особенности взаимодействия взрослого и ребенка раннего возраста влияют на формирование определенного типа привязанности.
Лаборатория Психологического института РАО под началом М.И.Лисиной разработала методику стандартизованного наблюдения, которая позволила зафиксировать поведение взрослого в определенных ситуациях взаимодействия с ребенком:
- пробуждение и подъём;
- принятие пищи;
- одевание;
- общение в период бодрствования;
- отход ко сну.
Также применялась модификация методики M. Ainsworth на определение качества привязанности.
Изучались знания взрослого об особенностях возраста ребенка и учет этих знаний в процессе общения, а также отношение и признаки привязанности взрослого к малышу.
Результатом исследования стало выявление двух типов привязанности: надёжной и ненадёжной, каждая из которых имела в своём составе ещё две группы.
Домашние дети
Надёжная привязанность
Ненадёжная привязаность
Две группы по признаку дистанцированности контакта
Ненадежно аффективно привязанные
Индифферентные
Активный телесный контакт с матерью
Предпочтительно визуальный контакт
В присутствии матери равнодушны к ней, а в стрессе ищут ее поддержки
Равнодушны к матери в любой ситуации
По всем показателям активности дети превосходят тех, у кого привязанность ненадежна
Менее активны, чем дети с надежной привязанностью
Самые пассивные
Значимыми оказываются ситуации кормления (активность диалога и содействия со взрослым)
Дети из детского дома
Условно надёжная привязанность
Ненадёжная привязаность
Встречается у детей из детдома, если они с рождения в одной и той же группе и с одними воспитателями
Наиболее характерна для детей из детских домов (у 9 из 13)
Реакции носят более упрощенный и противоречивый характер, чем у домашних детей
Есть положительная реакция на воспитателя
Нет положительной реакции на воспитателя
Значимой оказалась ситуация свободного бодрствования
Максимальная активность диалога в ситуациях переодевания и укладывания спать (в другое время воспитатели слишком заняты)
Дети из дома ребенка, у которых наблюдается условно надёжная привязанность, ищут у взрослых защиты в сложных ситуациях. Однако, такие дети испытывают сложности в тонкой подстройке к партнёру по общению.
Домашние дети с надёжной привязанностью более успешно ведут себя в незнакомых ситуациях.
Авторы, в целом, считают недостаточно уместным использование стандартизованных методик, разработанных для пар «младенец-мать», в условиях дома малютки, в которых нет условий для обеспечения ухода одним, постоянным взрослым.
- Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка М. Смысл, 2003 г.
Автор: Ольга Егорова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru