Найти в Дзене
Незримая помощь

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Легендарная святыня, поругание которой разрушило Империю.

Русская Земля издревле почиталась домом Пресвятой Богородицы. Старинное Предание, дошедшее до нас из глубины веков, пророчествует: «Русь хранима Господом, пока ее с четырех сторон охраняет Божия Матерь».

До 1904 года так и было: четыре лика Владычицы находились по четырем сторонам государства. Казанский образ хранил Русь с Востока, Смоленский – с Запада, Тихвинский – с Севера, а Иверский – с Юга. В Центральной же части Богоизбранного Отечества нашего находилась особая ее Защитница – Божия Матерь Владимирская.

Казанская икона Божией Матери. Вариант иконографии
Казанская икона Божией Матери. Вариант иконографии

КОГДА ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕНЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Церковь чествует эту величайшую православную святыню дважды в год:

21 июля – в день дивного явления в 1579 году Казанского лика Пречистой Богородицы во граде Казани.

4 ноября – в день чудесного освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году.

ЧУДЕСНОЕ ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ 21 ИЮЛЯ 1579 ГОДА

Этот образ явлен был удивительнейшим образом.

В 1579 году в новообретенном русском граде Казани, со времени завоевания которого прошло около четверти века, и где, мало-помалу, стала налаживаться мирная жизнь, вспыхнул пожар. Огонь, возгоревшийся у Никольской церкви, перекинулся на Казанский Кремль и вслед за этим воспламенил почти все дома горожан. Жителей охватило в те дни уныние, за которым начало приходить сомнение в вере. Летописец писал о происходящем тогда: «Это Русский Бог стал немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев. Вера Христова сделалась притчею и поруганием».

В ту пору жила в Казани 9-летняя стрелецкая дочь Матрона. Три ночи кряду видела она предивный сон: явившаяся в лучезарном сиянии Дева указывала отроковице место, где запрятан был благодатный Ее образ. Матрона рассказала о том матери.

Вначале известили они о дивных видениях местного воеводу Богдана Сабурова, а затем отправились на поклон с тем же известием к владыке Иеремии. Но никто не поверил им, поскольку Матрона не прославлена была какими-либо богоугодными делами. Семейство ее было самым обычным, да и жили в Казани все больше магометане – какой здесь может быть удел Божией Матери? Вот, если бы явлено было то благочестивому старцу в священной обители - тогда иное дело…

Богородица же строго наказала Матроне извлечь Ее лик из пепелища. Она указывала на место, где раньше стояла в избе их печь. А за непослушание Она обещала наказать отроковицу тяжким недугом, который останется с ней до конца жизни. Зная об этом, мать девочки, отчаявшись получить помощь у градоначальников, сама взяла заступ и стала рыть им в указанном месте. Ей помогали добродушные соседи, тоже уверовавшие в сказанное Матроной.

Долго копали они землю, но не могли найти образа до тех пор, пока не взяла заступ сама Матронушка. По свидетельству летописца она выкопала «немногим более двух локтей», когда заступ уперся во что-то твердое, и присутствующими открылась часть дивной святыни – чудотворной иконы Божией Матери, нареченный впоследствии Казанским. Был он обернут в ветхое сукно вишневого цвета и чудно сиял светлыми, будто бы только что написанными красками - земная грязь совершенно его не коснулась.

-2

Весть об этом чуде быстро разнеслась по окрестным селениям. Прибыл владыка Иеремия и, торжественно приняв святыню, перенес ее в церковь святителя Николая, откуда после молебна ее Крестным ходом сопроводили в Благовещенский собор – первый православный храм в Казани.

И сразу же стало понятным, что образ тот чудотворный, поскольку во время Крестного хода обрели зрение два казанских слепца. На смену унынию горожан пришла светлая радость. Дружно приступили они к восстановлению города и завершили его уже к зиме. Летописец оставил тогда для потомков следующую запись: «Пронеслась молва о чудесах исцеления от явленной иконы. Отовсюду стекался народ. Больные прикасались к ней и получали исцеления. Слепцы – особенно».

ЧТО ОТМЕЧАЮТ ВЕРУЮЩИЕ 4 НОЯБРЯ?

Начало XVII-го столетия стало для нашей Родины временем величайшей смуты. Обличенные властью столичные бояре и царские военачальники признали польское владычество над Русью и воссевшего на Московский престол польского королевича Владислава. Дело освобождения взяли тогда в свои руки простые люди, жившие за сотни верст от стольного града.

В 1611 году пришедшее из далекой Казани ополчение освободило Новодевичий монастырь. В его рядах находилась Казанская Владычица. В 1612 году казанцы соединились в Ярославле с нижегородскими полками Пожарского и Минина, и таким образом во главе объединенного освободительного войска встала Сама Небесная Царица. Многочисленные полки ополченцев двинулись на Москву и 4 ноября выбили из города захватчиков. С тех пор эту дату стали чтить особо, совершая в этот день торжественные молебны чудесному лику.

-3

Всероссийским же это торжество стало отнюдь не в наши дни, как могут думать некоторые соотечественники, а еще в Средние века, при втором царе династии Романовых – государе Алексее Михайловиче (Тишайшем). Дело в том, что царская чета долгие годы не могла зачать престолонаследника, и супруги постоянно скорбели о том пред родовой святыней – Казанским ликом Богоматери. Наконец, наследник появился на свет, и произошло это 22 октября (4 ноября) 1648 года, прямо во время Божественной Литургии. Царь Алексей Михайлович пребывал тогда в необычайном благоговении и именно тогда он объявил день чествования иконы общегосударственным праздником. Образ же с тех пор официально объявили святым покровителем династии Романовых. Он сопровождал российских самодержцев вплоть до 1918 года. Последний раз его видели в печально известном Ипатьевском доме – месте злодейской расправы над царственными страстотерпцами. С тех пор легендарный Царственный Казанский список, привезенный некогда в дар Иоанну IV Грозному, считается утраченным.

О ПОМОЩИ КАЗАНСКОГО ОБРАЗА БОГОРОДИЦЫ

К Казанскому образу Богородицы верующие обращают взоры чаще, чем к прочим Ее иконам. К нему притекают и в болезнях, и в тяготах, и в иных скорбях. Им благословляют к венцу молодых, его вешают у детских кроваток, чтобы благодатный лик Пречистой Девы с любовью взирал на маленьких христиан.

С этим образом связывают не только освобождение нашей Родины от польских интервентов и воцарение династии Романовых, но и победу в Полтавском сражении, изгнание Наполеона, успешную оборону Москвы и Сталинграда, снятие Ленинградской блокады…

К Казанскому лику обращались, когда к пределам Отечества подступал враг, и Господь всегда благоволил Русскому государству, удивляя свершающимися событиями даже атеистов. Однако замечено, что подобные чудеса явлены были через этот образ только в сражениях освободительных, происходивших в большинстве случаев на территории России.

К этому лику всегда притекали жены и матери воинов, прося Заступницу сохранить от гибели их родных. О великой помощи Пречистой Матери Божией, подаваемой защитникам Отечества через Казанский Ее образ, писал в 1915 году, в разгар Империалистической войны, поэт Сергей Городецкий, посвятив иконе следующие строки:

У Казанской Божьей Матери
Тихо теплятся огни.
Жены, дочери и матери
К Ней приходят в эти дни.

И цветы к Ее подножию
Ставят с жаркою мольбой:
«Матерь-Дева, силой Божией
Охрани ушедших в бой.

Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси,
Дай сразиться им со славою
И от смерти их спаси.

На Кресте Твой Сын Единственный
За любовь Свою страдал,
И Его глагол таинственный
К этим битвам Русь позвал.

Мы воюем за спасение
Братьев — страждущих славян.
Мы свершим освобождение
Подъяремных русских стран.

С кем враждует Русь лучистая —
Враг и Сына Твоего.
Дай же, Дева, дай, Пречистая,
Нашей силе торжество!»

У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд.
Жены, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят.

В 1709 году, в период Северной войны, в войско царя Петра привезли из деревни Каплуновки список Казанского образа. Перед Полтавским сражением им обносили ряды русской армии, а государь всю ночь до рассвета коленопреклоненно молился пред ним, - и вскоре русские полки с помощью Казанской Владычицы одержали череду блистательных побед, в результате которых эпоха шведского господства в Европе закончилась.

Король шведов Карл XII страшился этого образа, поскольку несколько ранее его воины пытались поджечь церковь, в котором находилась Каплуновская Казанская икона. Церковь не загоралась, и гетман Мазепа объяснил тогда королю, что сжечь ее не удастся, поскольку внутри пребывает величайшая православная реликвия - Казанский образ Богоматери. Король хотел было забрать святыню, но в приходе ее не оказалось: образ уже отправили в Харьков войскам царя Петра. По Преданию Карл XII тогда воскликнул: «Даже без иконы мы не смогли зажечь церковь, каково же нам будет там, где пребывает она сама?»

В 1812 году перед этим образом Пречистой, узнав о своем назначении командующим, молился Михаил Илларионович Кутузов, всюду в личном обозе перевозивший святыню с собой. И в день чествования Казанского образа русские полки под командованием атамана Платова и графа М.А. Милорадовича одержали первую победу над солдатами Наполеона. Тогда же, по свидетельству современников, землю покрыл первый снег, предвозвестивший начало нестерпимых для французов морозов.

Со времен Отечественной войны распространена легенда о том, что в 1941 году с Казанским образом облетали границы готовящейся к обороне столицы. Каких-либо подтверждающих эти действия документов нет, однако известно доподлинно, что в тот же период в Москве разрешено было проведение Крестного хода с Казанским ликом Владычицы, в котором участвовали и комсомольцы, клеймившие ранее «попов», и те, кто разбирал в 30-е годы церкви на кирпичики, - все эти люди, в период лихолетья вновь надевшие на себя кресты, участвовали в шествии. Крестный ход проходил по всему городу: на улицы вылилась целая «огненная река» - это десятки тысяч москвичей несли в руках свечи – маленькие огоньки своей веры. И в тот день ни одна бомба не упала на столицу.

Много преданий, связанных с этим ликом, было и в период сражения за Сталинград. Рассказывали, что и этот город облетали с чудотворным Казанским образом. Говорили, что он хранился в штабе маршала Чуйкова, и что перед Волжской Переправой его окунали в воду, после чего он окрасился в алый цвет. Что из этого было правдой неизвестно, однако в Государственном Архиве РФ сохранился отчет уполномоченного по делам религии тов. Ходченко председателю одноименного совета тов. Карпову, в котором докладывается о знамени, явленном сотням воинов в небе над Сталинградом 11 ноября 1943 года. Уполномоченный не уточнил, что это было за чудо, но пояснял, что оно связано с Казанским ликом.

Самое же известное событие Отечественной войны связано с чудесной помощью образа при взятии Кенигсберга, о котором оставила воспоминания матушка София, некогда служившая садовницей в Раифской обители. Матушка рассказала следующее: «Мы относились ко Второму Белорусскому фронту, но наше подразделение находилось недалеко от места боев за Кенигсберг. Я сама все видела, своими глазами. Наши войска совсем уж было выдохлись, как вдруг приезжает командующий фронтом и высшие офицеры, а с ними монахи, батюшки, - человек сто! Стали они в облачении, с хоругвями и иконами, и вынесли икону Казанской Божьей Матери. А вокруг все грохочет: бой идет. И только монахи запели, как внезапно все стихло. Стрельбу как отрезало, слышно было только пение священников. Все сначала застыли, но потом опомнились и всего лишь за четверть часа прорвались через немецкие укрепления. Когда же потом у пленных немцев спрашивали, почему они перестали стрелять, они отвечали: «Оружие отказало!»

ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ С ЧУДЕСНО ЯВЛЕННОЙ В КАЗАНИ ИКОНОЙ?

так выглядела явленная в 1579 г. Казанская икона Божией Матери. Фото начала ХХ века.
так выглядела явленная в 1579 г. Казанская икона Божией Матери. Фото начала ХХ века.
Первообраз Казанской иконы Божией Матери в иконостасе Благовещенского собора Казанского монастыря. Фото начала ХХ века
Первообраз Казанской иконы Божией Матери в иконостасе Благовещенского собора Казанского монастыря. Фото начала ХХ века

Когда государю Иоанну Васильевичу доложили о чудесно явленном лике, он повелел немедленно изготовить с него копию и привезти ее в Москву. На месте же обретения велено было устроить женскую обитель, первой инокиней которой, а впоследствии и настоятельницей, стала стрелецкая дочь Матрона.

Обретенный образ все время пребывал в Благовещенском соборе этой обители. В 1768 году государыня Екатерина II, приехав в Казань на поклонение реликвии, украсила ее бриллиантовым венцом. Согласно монастырской описи в окладе иконы было 457 бриллиантов и, кроме того, еще тысячи других драгоценных камней: жемчугов, сапфиров, алмазов и других.

В начале 1904 года настоятельница обители матушка Мария (Маргарита Максорова) обратилась в полицейский участок. Она сообщала, что у монахинь появилось подозрение, будто бы кто-то пытается выкрасть святыню. Однако каких-либо действий по обеспечению дополнительной охраны реликвии власти не предприняли, и в ночь на 29 июня 1904 года подкупленный караульщик Федор Захаров открыл монастырские ворота святотатцам, которые вынесли из обители два чудотворных образа: старинный лик Спасителя и Казанскую икону Богородицы. Преступников задержали неделю спустя, когда они пытались бежать на пароходе в Нижний Новгород. В материалах следствия тогда значилось: «профессиональный вор Федор Чайкин (настоящее имя Варфоломей Стоян), его сожительница Прасковья Кучерова, карманный вор Ананий Комов, а также казанский ювелир Николай Максимов и мещанка Елена Шиллинг вывозили жемчуга и сапфиры из Казани через сеть ростовщиков. Во время обыска в квартире, которую снимал Чайкин в доходном доме купца Шевлягина, были найдены 320 видов драгоценных камней. В поддуве печи обнаружены остатки окладов и петель, по которым монахини опознали часть убранства Казанской иконы Божией Матери».

Согласно заключению следствия величайшая святыня Отечества была расколота на части и безжалостно сожжена. Падчерица Чайкина, Евгения, свидетельствовала на суде, что ее отчим на рассвете 29 июня 1904 года изрубил секачом образ Спасителя, а его приятель Комов - топором образ Богоматери. Затем они бросили обе иконы в огонь. В печи, кроме оклада, обнаружили еще и частицы мелового слоя, на который накладывают живопись.

На суде подсудимые глумливо кичились, говоря, что хотели проверить «правда ли иконы чудотворные и доказать, что никакие они не святые». Святотатцев лишили всего имущества и отправили на каторгу. Федора Чайкина заключили в Шлиссельбургскую крепость, где он умер в 1916 году в возрасте 40 лет, отказавшись от последней исповеди.

-6

И все же верующие отказывались признавать неопровержимость этих аргументов. Они не верили, что чудотворный образ Казанской Богоматери дозволено было Господом так запросто осквернить святотатцу. В ту пору распространились многие легенды. Об одной из них поведал иерей Алексий, клирик Елоховского прихода. Священник рассказал следующее: «Настоятельница монастыря повелела сделать несколько копий чудотворного Казанского образа Божией Матери. По существующему Преданию она подменяла на ночь в иконостасе за богато украшенной ризой чудотворный образ и ставила вместо него копейное изображение, то есть список. На следующее после похищения утро расстроенные монахини обращали свои взоры к игуменье, спрашивая: «Как же нам теперь, матушка, жить? Царица Небесная покинула нас!» Но игуменья спокойно и твердо отвечала им: «Не бойтесь, сестры! Матерь Божия нас не оставила. Она всегда будет с нами!»

НЕСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ОБ ИКОНОГРАФИИ ЭТОГО ОБРАЗА

*Образ этот относится к типу Одигитрия – достаточно строгому и прямолинейному изображению, в котором главы Богомладенца и Его Матери не соприкасаются. Однако в Казанском облике древний изограф изменил иконописную каноничность, внеся в него больше теплоты ради смягчения строгой царственности византийского оригинала.

*Глава Божией Матери на иконе несколько склонена к Божественному Младенцу, Который изображен к взирающим на икону не вполоборота, как принято было писать по канону, а прямо, с благословляющим жестом. Такого извода до появления Казанского лика на Руси не знали. По Преданию, изображению удивился даже сам государь Иоанн Васильевич, который был известным знатоком церковной живописи.

*Изображение Владычицы на этом лике оплечное. Младенец Иисус изображен до пояса. Этим приемом древний иконописец намеренно «приблизил» Их светлые лики к молящимся.

*Интересно также, что на явленном первообразе взор Богоматери был обращен не к молящимся перед Нею богомольцам, как на современных списках, а на Божественного Младенца.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЧУДОТВОРНЫЕ СПИСКИ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ГДЕ ЖЕ МОЖНО ПОКЛОНИТЬСЯ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ РЕЛИКВИИ В НАШИ ДНИ?

-7

В честь славной Казанской иконы возведены приходы во многих российский городах и селах, в том числе и в сердце двух столиц – на Красной площади и на Невском проспекте.

Лев Лившиц, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, по поводу иконописных копий дал однажды такое пояснение: «Списки писались в меру подлинника и были точными. Это была древняя традиция, поскольку считалось, что благодать, почивающая на первообразе, переходит тем более, чем точнее его повторение, то есть, чем более точен список».

Один из списков Казанского образа Богоматери сопровождал ополчение князя Дмитрия Пожарского. По Преданию, это был самый первый список чудесной святыни, благословленный самим настоятелем Казанского Благовещенского собора отцом Гермогеном – будущим священномучеником, патриархом Московским. Благодаря заступничеству данной святыни поляки оставили Кремль. В честь чудесного образа был возведен Казанский собор в Москве.

Историки полагают, что примерно на том месте, где в наши дни находится церковь священномученика Климента в Замоскворечье, произошло первое победоносное столкновение русских воинов с полками гетмана Яна Ходкевича. Считается, что именно с этого священного места поляки начали свое бегство из Московских пределов под натиском сплоченного и соединенного патриотическим духом русского ополчения, среди которых был дивный лик Богоматери.

В 1918 году чудесная святыня была изъята из прихода. С тех пор следы ее затерялись.

Однако, нужно сказать, что в московском Елоховском соборе находится ныне другая чудотворная икона Казанской Божией Матери. Она написана была тоже в XVI-м веке и, по мнению ряда церковных исследователей, принадлежала самому князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. Во время сражения икона эта находилась в княжеской походной церкви, а после победы вложена была военачальником в возведенный в честь Казанского образа храм на Красной площади. И именно оттуда эту реликвию в 1918 году передали в чудом уцелевший от уничтожения Елоховский собор. Сегодня эта старинная чудотворная икона по праву считается одной из главных святынь столицы, на поклонение которой ежедневно приходят тысячи москвичей.

чудотворная Казанская икона Божией матери в Елоховском соборе
чудотворная Казанская икона Божией матери в Елоховском соборе

При Петре Первом в Санкт-Петербург привезена была еще одна знамения копия образа, получившая название Северной Казанской иконы. От других копий этот лик отличал размер, который был в несколько раз больше оригинала. Изначально икона эта принадлежала царице Параскеве Феодоровне.

-9

К 1811 году для святыни выстроили в Санкт-Петербурге грандиозный Казанский собор. Прежде на его месте находилась церковь Рождества Божией Матери, известная тем, что в ней венчалась государыня Анна Иоанновна.

Перед Северным списком молился Михаил Илларионович Кутузов незадолго до отъезда в войска после назначения его командующим Русской армией.

Перед этим образом молился, в свое время, и граф Александр Васильевич Суворов, как известно, не проигравший не одного сражения. К слову, этот прославленный полководец считал веру в Искупителя решающим фактором в победе русского оружия. История сохранила его изречение: «Дух солдата надобно укреплять в вере. А безверное войско учить – что перегорелое железо точить!» Позднее его наказ поддержали военные аналитики, утверждавшие следующее: «Солдата на поле боя вдохновляют четыре вещи: вера, патриотизм, ненависть к врагу и пример доблести своих товарищей. Но верующий воин всегда сильнее воина-атеиста, потому что верующий знает, что после гибели на поле брани его ожидает награда на небесах – Жизнь Вечная. Атеист же боится смерти, ведь за ней, по его убеждению, его ожидает лишь тьма и забвение. Верующий на поле брани рискует лишь своим телом, но не своей бессмертной душой. Атеист же находится в постоянном сомнении: «Стоит ли моя любовь к Родине того, чтобы я ради этого перестал существовать?»

чудотворная Северная Казанская икона Божией Матери из Казанского собора Санкт-Петербурга. Этой святыне приписывают помощь в снятии Ленинградской блокады
чудотворная Северная Казанская икона Божией Матери из Казанского собора Санкт-Петербурга. Этой святыне приписывают помощь в снятии Ленинградской блокады

Казанская Заступница защищает русских людей даже за пределами государства.

Так, в Горнинском монастыре, расположенном на западной окраине Иерусалима – месте рождения святого Иоанна Предтечи - находится Иерусалимский Казанский образ Божией Матери, от которого в 1914 году произошло знаменитое чудо.

В ту пору город был занят турками. Повсюду торжествовали уныние, разорение и голод. И, в довершение бедствий, среди насельниц обители распространилась холера.

И решили тогда монахини безостановочно читать Акафист пред Казанской Владычицей – известной Заступницей всех православных людей. И случилось чудо! После 12-го прочтения чудеснейшим образом излечились все насельницы. И, мало того, никто из сестер не пострадал от османов, хотя все они были русскими подданными, а турки в то время враждовали с Россией.

Еще один список прославил себя за границей в середине минувшего столетия. Россиянам он известен под именем Ватиканского Казанского образа, а западному миру - под именем Богородицы из замка Фарлей.

Эту древнюю святыню в богоборческие годы продали власти молодой Республики коммерсанту, представлявшему интересы некоего африканского миллионера. Она побывала в Африке, в Америке и в Азии, пока не оказалась у владельца замка Фарлей - известного британского исследователя и путешественника Фредерика Митчелл-Хеджеса, страдающего неизлечимой болезнью. Как только коллекционер приобрел ее, то сразу понял, что к нему попала необыкновенная реликвия, поскольку при приближении к ней, мучающие его приступы отступали. Со временем Хеджес получил от образа полнейшее исцеление.

К чести путешественника, нужно упомянуть, что он был человеком весьма верующим и честно предлагал вернуть святыню на Родину, ставя при этом условие: ни в коем случае не отдавать ее в руки коммунистов, известных своими непримиримыми антирелигиозными воззрениями. Выполнить подобное требование советское правительство, конечно же, не могло, и тогда миллионер обратился к служителям Американской Православной епархии в Сан-Франциско, которую в ту пору возглавлял Иоанн Шаховской. Однако скорого ответа он не получил, а когда, наконец, к середине 60-х годов православное сообщество опомнилось, коллекционера уже не было в живых. Наследники же его воспротивились безвозмездной передаче чудесной реликвии Церкви, потребовав за нее баснословную сумму.

Тогда владыка Иоанн, отдав в залог владельцам иконы все имущество, упросил их поручить ему реликвию на несколько месяцев, чтобы пройти с нею Крестным ходом по городам России, Америки и Канады. Во время путешествия было явлено множество исцелений, которым ведущие иностранные издания посвящали первые полосы. Но все же собрать нужную сумму не удалось. Святыня была возвращена владельцам, которые преспокойно завернули его в товарную обертку и на длительные годы уложили в тесную банковскую ячейку.

Лишь в 1970 году монахи-кармелиты выкупили реликвию за 3 миллиона долларов и перевезли ее в португальский город Фатиму – туда, где в 1917 году было чудесное явление Фатимской Богоматери троим детям местного пастуха, поведавшей им о грядущих событиях в мире и в России.

Весной 1993 года образ передали в Ватикан. И сразу же начались переговоры о возвращении его в Россию, однако, хотя святейший наместник и не просил за это денег, обязательным условием было непрепятствование католикам проводить миссионерскую деятельность в российских регионах.

Потом же произошло неожиданное: 12 марта 2000 года, в ходе воскресной мессы, папа Иоанн Павел II публично покаялся в согрешениях католичества и попросил прощения за раскол некогда единой Церкви. Тогда же он сообщил, что Казанская святыня вернется в родные пределы.

Когда икону привезли в Москву, эксперты исследовали ее. Она оказалась списком XVIII-го века. Более того, прописанными на ней оказались лишь лица и руки центральных фигур, что доказывало, что сделана она была под особый, более древний, чем она сама, оклад. Встречали Ватиканскую святыню молебнами. Ее поместили сначала в Успенском соборе, а затем проводили в Благовещенский Казанский собор, где находился некогда чудесно явленный первообраз.

чудотворная Ватиканская Казанская икона Божией Матери, ныне занявшая место пропавшего первообраза в Казанском Благовещенском соборе
чудотворная Ватиканская Казанская икона Божией Матери, ныне занявшая место пропавшего первообраза в Казанском Благовещенском соборе
-12
-13
-14

#религия #православие #эзотерика #мистика #семья