Ребенок идет в школу учиться тому, чего он не умеет. Мама и папа в это время должны стать для ребенка родителем-пчелой и вдохновлять. Давайте малышу совершать ошибки и никогда не говорите плохо о школе, что бы в ней ни происходило. Психолог Ирина Тодорова делилась практическими советами с родителями школьников.
Когда идете в школу…
— Не надо ничего драматизировать и усложнять, но и сказки о том, что всё будет классно, рассказывать тоже не нужно. Следите за тем, что вы говорите. Потому что, если реальность расходится со сказанным, это подорвет доверие ребенка к вам.
Ребенок тревожный, когда тревожатся мама и папа
— Как проходила адаптация в детском саду, так, зачастую, она проходит и в школе. И дети, которые с тревогой и плачем шли в сад, сложнее привыкают к школе. Почему? Потому что мама, папа тревожатся и не могут не транслировать это. Следите за своим состоянием, ребенок должен видеть рядом стабильного взрослого, понимать, что он в безопасности, а все вопросы решаемы. Подумайте, откуда ваша тревога? Из собственного опыта? А может быть из собственных амбиций? Ваш школьник не должен соответствовать вашим ожиданиям и нереализованным желаниям, а ещё какому-то мифическому «надо» и «так принято».
Общайтесь с детьми
— Спрашивайте детей не только о том, что они ели в школе и какие оценки получили. Узнавайте, как прошел день, что было интересного, что запомнилось больше всего. Большинство детей, пока маленькие, готовы делиться всем и, если их слушают, охотно рассказывают. Вместо формального: «Как дела?», на которое получите ответ «нормально», спросите:
«Ты сегодня гордился собой?»
«Что нового ты узнал за день?»
«Что заставило тебя улыбнуться сегодня?»
«Что удивило тебя сегодня?»
«Что сегодня было сложным и непонятным для тебя?»
«Что-нибудь привело тебя в раздражение?»
«С кем из одноклассников ты хотел бы дружить, но пока не дружишь?»
«Если бы на один день ты стал учителем, чему бы научил своих одноклассников?»
Активно слушайте
— Важно не количество проведенного времени с ребенком, а его качество. А еще важно не только, что мы говорим, но и как. Общаясь с ребенком, будьте только с ним: спрашивайте, отражайте чувства. Когда ребенок злится, например, проговорите это, но не в форме вопроса, а утвердительно. «Ты злишься», сделайте паузу, чтобы он мог что-то ответить. Нужно научить его говорить о своих чувствах и понимать их. Помните, фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия, которого ждут наши дети. Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложением незначительна, иногда это всего лишь интонация, но реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок ответит: «Ничего!», а если вы скажете: «Что-то случилось…», то ребенку бывает легче начать свой рассказ.
Психосоматика
— Ребенок может жаловаться на головные или боли в животе. Первым делом, конечно, обращаемся к специалистам и проводим обследование. Если всё в порядке с телом, а ребенок продолжает жаловаться, подумайте, что не так с психологической обстановкой. Комфортно ли ему в школе? Есть ли сложности, с которыми он не в силах справиться? Есть ли выгоды от такого состояния? Оставляете дома, разрешаете не делать домашние задания… Не оставляйте без внимания не только жалобы на головные и другие боли, тошноту и прочие проявления, не нашедшие обоснования у врача, но и грызение ногтей, нервное покашливание или подергивание, ночной скрежет зубами. Это говорит о повышенной тревожности и о том, что помощь специалиста не повредит.
Не хочет учиться
— Нежелание выполнять задания – может быть разочарованностью в себе, а может и в самом процессе обучения. Ребенку должно быть интересно на уроке, чтобы он понимал, что и как нужно делать, как взаимодействовать с учителем, сверстниками. Он должен иметь адекватную самооценку и верить в себя. Но этот вопрос – компетенция педагога и школы. А вот с разочарованием в себе, бывает, «помогают» и сами родители.
— Ответьте себе на вопросы: «Сколько раз в день вы бываете довольны ребенком? А сколько раз в день недовольны? А если довольны, озвучиваете ему это?».
— Есть замечательная притча про муху и пчелу. Два взгляда на мир. Муха на благоухающем поле цветов всё равно найдет нужные ей нечистоты. А пчела даже на свалке среди мусора найдет единственный цветок, чтобы собрать нектар. Мы не должны быть родителями-мухами, мы должны быть родителями-пчелами. И тогда дети будут в себя верить и знать, что у них всё получится.
— Если ребенок написал 30 крючков в прописях некрасиво, а один-единственный более-менее ровно, то вы должны сказать об этом красивом крючке и похвалить за старание. Проблема нашего образования в постоянном указании на ошибки. Да, рост – это осознание и исправление ошибок. Но, к сожалению, эта схема не работает с маленькими детьми. Они и так тревожатся, потому что изменился уклад жизни, появился новый коллектив, новые требования и правила. Они делают то, что раньше не делали, и им начинают постоянно указывать на ошибки, а дома родители добавляют. И ребенку сложно видеть хорошее и верить в успех, когда рядом родители-мухи. Поэтому старайтесь стать родителем-пчелой и вдохновлять. Видеть лучшее. Быть линейкой роста, мерилом успеха.
Первый класс нужен, чтобы научить учиться
— Расскажите ребенку, как устроен учебный процесс, что от него требуется, за что он теперь отвечает. Покажите, как подготовиться к школе, как собрать портфель. Если ребенок не успевает это утром, начинаются крики и скандалы, значит, делайте это с вечера. Кто-то прекрасно встает и собирает учебники утром, а кому-то нужно с вечера подготовить не только портфель, но и одежду, дабы избежать ненужных конфликтов и огорчений утром. Устанавливайте правила, исходя из ситуации. Нет жестких требований. Если же ваш школьник не хочет собирать портфель ни утром, ни вечером – пусть идет на занятия так. Дайте возможность ошибиться. Если он вернется из школы обиженный на вас, потому что получил нагоняй, отражайте его чувства. «Я понимаю, ты хочешь найти виноватого, ты злишься, тебе было неприятно, но давай я расскажу, как избежать такой ошибки в будущем». И вместе вы размышляете, как нужно было поступить. Вы можете напоминать о том, что нужно собрать портфель, но не делать это за ребенка. Это его зона ответственности, как и домашние задания.
Домашние задания
— Меня часто спрашивают: как заставить ребенка делать уроки в первом классе? А зачем? Я против таких формулировок. Если вам, взрослому человеку, что-то неинтересно, вы же не будете это делать, правда? Ну разве что из сильной мотивации и волшебного слова «надо» (на работу, например, ходить). Почему ребенок тогда должен? Заинтересовать – это задача педагога, школы. Ваша – объяснить, что «надо». Но это про формальность, а не про результат. Ребенок молодец не только тогда, когда учится на 8 и 10.
— У нас есть некий перекос в системе образования. Школа и педагоги, иногда не справляясь с формированием мотивации и позитивного отношения к обучению, вместо того, чтобы заинтересовать, используя различные методы, пытаются внушить родителям, что они обязаны активно участвовать в процессе обучения, выполняя с детьми домашние задания и бесконечно контролируя их. Такие истории в моей практике сплошь и рядом. Приходят родители с собрания в школе с чувством вины, потому что им рассказали, что ребенок что-то не делает, а они не проконтролировали. И вы думаете, «я плохой родитель, потому что не могу заставить ребенка делать уроки, красиво писать и т.п.» Но это не то чувство, которое вами должно двигать. Конечно, слушайте, что говорит учитель, помогайте ему. Можете исправить ситуацию, исправляйте. Но если педагог пытается переложить на вас что-то, что у вас не получается, и вы портите отношения с ребенком – это абсолютно не та стратегия, которая вам нужна. Школа со своими планами и рейтингами решает свою задачу, а у вас своя – сохранить доверительные, близкие отношения с детьми, не испортив их школой.
Кто должен делать уроки?
— Как вы выстроите эту систему с первого класса, так она и будет работать. Если вы приучили, что без вас ребенок даже не садится за уроки, так будет и дальше. Если ребенок просит вас помочь –не отказывайте, будьте рядом, но этой помощи должно быть не более 50%. Не вы решаете задачу, а он читает условие и пробует решить. Не получается? Спросите, что ему непонятно? Ответ «всё» не подходит. Научите своего первоклашку осознавать и проговаривать, что конкретно ему непонятно и просить помощи в этом, а не отказываться от выполнения задания в целом. Делая за ребенка что-либо, вы как будто в него не верите, как будто он не способен это сделать сам. Смотрите на своего ребенка, как на дееспособного, а не на беспомощного. Учитесь верить в него.
Про черновики
— Конечно, на начальном этапе черновик ребенку нужен. Ведь он еще только учится учиться и у него, действительно, много тревоги и страх ошибки. Но постепенно нужно освоить практику писать сразу в чистовик. Это колоссально экономит время, и ребенок не перегружается так домашними заданиями. Кроме того, чистовик для него перестает быть чем-то ужасным, где ни в коем случае нельзя совершить ошибку. Все эти переписывания в черновике в попытке сделать идеально, только повышают тревожность и снижают веру в себя, не говоря про то, что не оставляют времени на игры и личные интересы. И что закономерно, в последующем напрочь отбивает желание учиться. Так может родителям стоит задуматься, что важнее – идеальная тетрадь с десятками или уравновешенный ребенок, спокойно выполняющий задания, пусть далеко неидеально?
Как итог
— Думайте о том, как вы говорите про школу. Даже если, по вашему мнению, там не всё так гладко, не транслируйте это ребенку. Он не захочет учиться. Если вы видите, что есть проблемы, обсуждайте с учителем или с администрацией, но доброжелательно. Не пускайте всё на самотек, но и из мухи делать слона тоже ни к чему. Покажите ребенку, что все трудности решаемы. Что он может обо всем вам рассказать, и вы не обесцените и не оставите сказанное без внимания. Вы на его стороне. И помните: учитель вашего ребенка любить не обязан. Любите его вы, а в школе его учат.
Автор: Жанна Гавриленко