Честно говоря, я так устал от впечатлений, эмоций, переездов, съемок, интервью, что мне захотелось провести последний день в одиночестве. Ну ясно, вечером мы обязательно устроим совместный ужин в нашем ресторане Sagres, торжественный с «комарами» под белое вино. Но вот днем хотелось остаться одному.
Торопиться совершенно некуда, и я пошел завтракать пол десятого утра, когда все мои коллеги, наверное, уже поели.
- Вы хорошо сегодня спали? – спросила официантка, наливая мне кофе. Довольно милая молодая девушка.
- Я? Собственно? А почему Вы спрашиваете?
- Просто интересуюсь. Хотела узнать. Хорошо ли Вам спится.
- Да отлично. Под шум прибоя. У вас тут океан рядом. Отлично спится.
- Неужели один?
- Простите?
- Один спали?
- Конечно. А?
- Как же вы один то?
- Я в командировке.
- Если вам нужна компания, то я с удовольствием.
- Я. Эээ. Как Вам сказать, в общем… Я уже уезжаю. В Россию. Домой.
И я закашлялся. Официантка упорхнула. «Да вот они, африканские боа-бабы, как и наши, все у них не вовремя! - но тут же устыдился своих мыслей.
- Нравственность, высокая нравственность – вот что должно быть моим девизом» - в таком вот приподнятом настроении я допил кофе и пошел из ресторана сначала в свой номер, чтобы взять плавки, и отправился в бассейн.
Там я встретил двух военных переводчиков (толмачей). Уж не помню, сообщал я или нет, они весьма солидные дядечки, обоим лет по 60. Этот аспект имеет значение для приводимого далее диалога:
- Привет Амарал! – поздоровался со мной переводчик Виктор. - Как дела? Как спалось?
- Отлично. Вот знаешь, такой же вопрос мне задала сегодня официантка. Узнав, что я спал один, сказала, что хочет мне компанию составить.
- Да слушай, ты молодец. Ну и как составила она тебе компанию? Может прямо с утра, после завтрака?
- Стыдитесь! Как Вы можете такое предполагать. А нравственность? Высокая нравственность вот мой удел. Я прямиком отправился сюда, чтобы предаться спортивным упражнениям.
- А, я вот смотри, - сказал мне переводчик Сергей. – Видишь вон там стройная красивая девица плещется?
- Вижу, очень даже и ничего. Я ее давно приметил.
- Так вот я сейчас проплывал мимо нее, а она мне: «Слушайте, мужчина, я плавать не умею, научите меня пожалуйста».
- Ну и?
- Я сделал вид, что по-португальски не понимаю.
- Знаете, что мужики? – сказал Виктор. – Она тоже хотела, чтобы, я научил ее…
- Плавать? – спросил я.
- А ты что подумал?
- Мне неловко право и говорить об этом. Но Вы научили девушку плавать?
- Я тоже сделал вид, что не понимаю, - сказал Виктор.
- Зря, Вы так тааащь полковник. Зря. Позорите русскую армию. Могли бы поучить девушку хотя бы плавать. На большее она уж и не надеялась поди. Вот, я, честно признаюсь, грешен, вчера тут плавал, плавал вокруг нее, хотел предложить свои услуги, а она ноль внимания на меня. Обидно мне это, ведь я большой мастер учить девушек плавать. Это мое просто-напросто любимое занятие.
- Ты, Амарал, недостаточно для нее красив, - сказал Сергей.
- Точно. Я не подумал. Ладно, мужики я в бассейн. Попробую к ней еще раз подкатить. Скажу, что вы испугались, сами плаваете неважно, а я самый настоящий мастер. Большой мастер в плане высокой нравственности.
В погожий солнечный день, тем более последний день командировки совершенно не хотелось сидеть в гостинице. Я взял с собой фотоаппарат и пошел гулять по набережной, весьма живописной надо сказать, но совершенно замусоренной. Довольно широкий песчаный пляж, и если бы его убирали, а в воду не сливали бы всякую гадость (по крайней мере, очень похоже, что так и происходит), то место стало бы популярным.
Зачем куда-то ездить, чтобы искупаться? Вот оно под боком. Тем не менее, в выходной день, а именно такой день я описываю, на пляже всегда много народу. Свадьбы, одна за одной. Жених с невестой обязательно фотографируются на фоне океана, под стройное хоровое пение гостей. Очень красиво и волнующе. Я тоже сделал множество фотографий, предварительно спросив разрешения. Бросил монетки в океан. Так я гулял, гулял, пока ноги сами меня не привели в ресторан Sagres, тот самый, где мы обычно ужинали развеселой компанией.
Мне хотелось в одиночестве, сесть под отрытым небом, обдуваемый бризом, медленно, не торопясь выпить кружку-другую пивка, выкурить сигаретку. Сделать это степенно с расстановкой, наблюдая окружающую жизнь. Я подошел к барной стойке, попросил пива и увидел рядом, на высоком табурете белого мужчину. Я его и раньше встречал, хотя мы так и не познакомились. Но все же, я знал, что это хозяин заведения.
- Романо, - протянул он мне руку.
По одному слову стало ясно, что он португалец. Лиссабонский акцент спутать невозможно.
- Амарал, - представился я.
- Я вас видел. Вы ужинали раньше здесь большой компанией.
- У вас очень вкусно, мы просто в командировке и на несколько дней ездили в Зимбабве, а потом еще в ЮАР, поэтому не приходили.
- Вы садитесь, если не торопитесь, поболтаем, - предложил Романо.
Я сел.
- Вы русский?
- Да, как вы узнали?
- Я часто встречал русских в Мозамбике в старые времена. Я дружил с ними, вы очень сильно умеете дружить.
- Это правда, наверное, но думаю, что все люди на такое способны. Просто мы русские часто выглядим угрюмыми, неприветливыми, как и все северяне, но когда с кем-то из нас подружишься, то это может оказаться на всю жизнь.
- Точно, точно. Я не могу сказать, что вы угрюмые, хотя… - Романо задумался. – Вы очень хорошо говорите по-португальски.
- Спасибо.
Я всегда на это отвечаю: «У нас в шпионской школе КГБ, очень хорошие преподаватели!»
Романо рассмеялся. Шутка удалась.
- Знаете. Опыт большой. Когда-то совсем молодым я работал военным переводчиком в Анголе, потом ездил много, и в Португалии побывал, и в Бразилии. А вообще, если честно говорить на вашем языке для меня самое большое удовольствие.
- Еще пива? – спросил Романо.
- Пожалуй.
Он кивнул бармену, и мне тут же принесли кружку пива.
- А вы почему здесь живете? – поинтересовался я.- Ваша страна Португалия она совершенно восхитительна. Европа, старина, архитектура. Климат.
- Так получилось, вот ресторан. В Европе на родине конкуренция очень серьезная. Да и привычка. Жена у меня гречанка, обосновались здесь, еще у нас дом есть в Дурбане (ЮАР), так что в общем неплохо здесь мы живем.
- Жена гречанка? Так я смотрю у вас совершенно отличный греческий салат. Хотя у вас тут все очень вкусно. Знаете, Романо, таких огромных лангустов я нигде не ел. И вообще. У вас тут самая вкусная кухня.
- Спасибо. Индийский океан теплый и между Мадагаскаром и Мозамбиком очень много морской живности. Много пищи, и для моллюсков, и для рыбы. К тому же она же вся свежая. Ее утром поймали, а вечером она у вас на столе. Еще пива?
- Пожалуй, последнюю. Время быстро идет. Скоро ужин. Я обязательно вернусь с друзьями, мы сегодня намерены закатить прощальный пир.
- Приходите конечно. Приходите.
Романо кивнул бармену и мне принесли еще кружку. Не могу сказать точно, какая по счету была эта кружка, но дальше разговор пошел уже совсем панибратский - о женах о детях, домашних питомцах. Под конец разговора, Романо узнал, что я коллекционирую пивные кружки и бокалы, подарил мне целых две. Я отнекивался, говорил, «что разобью», но Романо был непреклонен. Он их упаковал таким образом, что я благополучно их довез до Москвы и они заняли достойное место в моей гигантской коллекции.
Вечером, когда наступило время ужина, мы с военными переводчиками подарили Романо бейсболку с символом «Российского союза ветеранов Анголы и Мозамбика». Добрый португалец от радости аж на стуле подпрыгнул. «Как вы угадали? Я их коллекционирую». И потом, на наш стол славный Романо прислал 3 литра пива. От заведения.
Вот таким выдалось прощание с Мозамбиком. Наилучшие воспоминания. Да, чуть не забыл научить вас одному важному слову. Если соберетесь посетить Мозамбик, запомните его и употребляйте повсеместно. Kanimambo – спасибо на одном из местных языков. Это слово понимают в любых точках страны. Так что Kanimambo Романо! Kanimambo Мозамбик!