Приветствую! Сегодня я начинаю новую рубрику, посвященную разбору дискографии Gentle Giant. За последний год я пристрастился к музыке этой замечательной группы, поэтому в настоящей серии обзоров мне хочется попробовать проанализировать, чем именно эта музыка зацепила меня, что в ней особенного, какое место GG занимают в истории прог-рока и так далее. Надеюсь, вам будет интересно!
Первый одноименный альбом Gentle Giant вышел почти 52 года назад (!) - 27 ноября 1970 года. В записи альбома приняли участие: Дерек Шульман (вокал), Фил Шульман (духовая секция), Рэй Шульман (бас-гитара, гитары, скрипка, перкуссия), Гэри Грин (гитары), Кэрри Минниар (клавишные, виолончель), Мартин Смит (ударные). Этот состав GG условно можно назвать "предклассическим", поскольку в него вошли почти все участники классического состава (за исключением барабанщика).
Любопытно отметить, что группа ответственно подошла к вопросу графического оформления релиза. С учетом выбранной "сказочной" концепции GG смогли сделать обложку интересной и запоминающейся. И здесь я имею в виду не столько переднюю сторону обложки (см. выше), где изображен, как надо полагать слушателю, тот самый Добрый Гигант, но и обратную сторону внешнего конверта, а также внутренний конверт. Обратная сторона конверта неожиданным образом дополняет изображение на передней стороне: Гигант держит в ладонях шестерых парней - музыкантов группы.
На внутреннем конверте напечатан небольшой "рассказ-небылица" ("A Tall Tale") авторства Тони Висконти - продюсера альбома. Если вкратце, эта история о том, как Гигант, живший в пещере, услышал какой-то звук, доносящийся издалека, и отправился по направлению к источнику звука, где встретил музыкантов, игравших "самую спокойную музыку на свете, не считая шума грозы". Также в рассказе объясняется предыстория обложки: оказывается, музыканты хотели сфотографироваться с Гигантом на память, но из-за его внушительных размеров фотограф никак не мог подобрать ракурс, охвативший бы и Гиганта, и музыкантов.
На мой взгляд, музыканты ловко обыграли название альбома, удачно "подружив" его с визуалом. Первое (визуальное) знакомство с пластинкой оставляет приятные впечатления и пробуждает интерес к музыке, скрывающейся за сказочной концепцией Gentle Giant.
На www.progarchives.com немало отзывов на дебютник GG, отмечу несколько интересных моментов:
- "...Этот дебют содержит почти все элементы, которые сделают следующие альбомы GG классическими прог-альбомами. Здесь, в этом альбоме, их идеи звучат СВЕЖО, изобретательно и новаторски..." (Sean Trane);
- "...Одна особенность, которая выделяет GG и отличает их от других групп, - это голоса братьев Шульман (Дерек, Рэй, Фил), особенно когда они поют вместе... Никому не удавалось успешно подражать тому, как поют братья Шульман...." (Gatot);
- "...На мой взгляд, этот альбом слабее последующих из-за отсутствия того, что сделало репутацию GG: переключение инструментов и забавных тайм-брейков (странность клавишных, ксилофон, гобой, вибрафон), которые сводят с ума от восхищения..." (Menswear).
Итак, приступим к потрековому разбору!
1. "Giant". Песня начинается с одного из самых типичных и обязательных инструментов хард-рока 70-х - органа. Постепенно "вкатываются" остальные инструменты, и начинается куплет. Хотя, если честно, применительно к GG, как и к большой части прогрессива, говорить о какой-то конкретной (привычной) структурности песен не представляется возможным. Дерек поет о некоем Гиганте как, с одной стороны, метафизическом явлении, а с другой, вполне осязаемом объекте, который можно увидеть, почувствовать, услышать и т.д. Можно сказать, классический прием для абстрактной поэзии (в том числе песенной), подразумевающий недосказанность, определенную загадку относительно описываемого явления/образа. Таким методом, на мой взгляд, достигается эффект масштабности и присутствия этого предмета/явления, на помощь которому здесь приходит и музыка - патетическая, в целом представляющая из себя "схематически" усложненный хард-рок, но местами (особенно во второй половине песни) украшенный оркестровыми аранжировками. С 4-й минуты начинается медленная, немного тревожная часть, в которой и происходит ключевое симфоническое развитие сюжета. Прекрасный мультижанровый номер!
2. "Funny Ways". Многочастная философская баллада. Здесь мы слышим вокальный дуэт Фила и Дерека Шульман, в музыке же присутствуют некие средневековые мотивы. На этой песне мне пришла в голову следующая мысль: не бросайте недослушанными песни GG! Как много моментов, интересных и абсолютно различных по настроению/форме частей бывает в их произведениях! Это же можно сказать и о "Funny Ways": помимо акустического начала, здесь так же, как и в первом треке, нашлось место и хард-року (крутое гитарное соло в конце 3-й минуты), и оркестровке (в разных интерпретациях на протяжении всей песни!). Текст в обсуждаемой песне тоже немаловажен: это не набор зарифмованных эпитетов и метафор, а откровенный монолог, в котором герой анализирует свой жизненный путь, а точнее, те множества дорог, по которым ему было и будет суждено пройти.
3. "Alucard". Напористый хард-рок с лид-партией духовых! Мне очень напомнило ранний King Crimson. При том, что в целом гармония если и не позитивная, то стремящаяся к таковой, текст же очень странный, темный и весьма абстрактный, но тоже с акцентом на психологическом аспекте.
4. "Isn't It Quiet and Cold?". "Шагающая" оркестровка с нестандартной расстановкой слов по музыке, если так можно выразиться. Опять же: вроде бы настроение музыки позитивное, но текст пропитан какой-то пессимистичной меланхолией. Помимо мелодичных струнных партий, здесь есть яркая соло-вставка на ксилофоне (в дальнейшем GG будут довольно часто использовать этот инструмент как в студийных записях, так и на концертах).
5. "Nothing At All". Очень красивая и, по меркам GG, достаточно минималистичная композиция. Единственное, рифовые вставки - они мне кажутся если не лишними, то как-то отвлекающими от изначально заданного настроения. Конечно, подобный прием (компиляции множества разных частей в одной песне) - фишка прог-рока, но от этого приема лично я периодически устаю, не всегда он, что называется, в тему. На что рекомендую обратить внимание: в конце 6-й минуты есть красивое клавишное соло, наложенное поверх соло на барабанах.
Нет, и все-таки я заострю внимание на компиляции разных частей. Как прекрасно начинается песня: акустическая баллада с ярко выраженным глуховатым басом и воздушным (красивейшим!) вокалом. Потом начинается все подряд: и барабаны, и психоделические клавиши, и рифы - ну, не знаю... Самое интересное, что такой же, как и в начале, красивой акустической частью песня и заканчивается - то есть музыканты, очевидно, "ставили" на этот отрывок, но зачем-то решили в середину песни (большую по таймингу ее часть) добавить кучу чего-то еще. Что ж, whatever!
Кстати, похожий "лишний" импровизационный кусок есть и в кримзоновском "Мунчайлде" (из альбома In The Court of the Crimson King) - без него песня, мне кажется, тоже ничего бы не потеряла.
6. "Why Not?". Песня в духе раннего Deep Purple - много гитары, органа, общая динамика похожа. Кажется, GG подумали, может, им сделать чисто хард-рок (небольшой отрывок на флейте не в счет) - собственно, а почему бы и нет?
7. "The Queen". Завершающая альбома инструментальная интерлюдия. В отсутствие текста не понять, почему выбрано такое название. Может, композиция звучит по-королевски?
Итак, что можно и нужно сказать о первом альбоме Gentle Giant? Во-первых, прогрессив-рок в лице братьев Шульман и Ко (при поддержке лейбла Vertigo) сделал большой скачок вперед как по качеству записи, чистоте звукоизвлечения и общей сыгранности музыкантов (а при таком количестве использованных инструментов названные три аспекта приобретают особое значение), так и по композиторскому мастерству. Да, GG не были первопроходцами в использовании "нерокерских" инструментов в записи (струнные, духовые и т.д.), но музыкантам удалось сделать это на очень высоком уровне. Первый альбом коллектива звучит сложно с композиционной точки зрения (большое количество партий + разных по форме и содержанию составляющих частей в песнях), но поскольку музыка исполнена очень профессионально, композиционная сложность не ощущается, песни слушаются интересно, партии звучат гармонично, ничего не вызывает явного диссонанса или смущения (за исключением момента с перегруженностью разными кусками песни "Nothing At All" - но это, повторюсь, чисто мое замечание). Во-вторых, GG выдержали и лирическую планку прог-рока: в текстах достаточно много абстракции, но построена она на ощутимых (эмпирически) образах, чувствах и ассоциациях. Анализировать тексты группы нужно отдельно, но в первом приближении у меня сложилось позитивное впечатление. В-третьих, сама концепция "Доброго Гиганта" (кстати, обычно в русском переводе используется эпитет "нежный", но мне он кажется менее удачным, а слова "великодушный" или что-то в таком духе - излишне сложными в разрезе общей музыкальной концепции) представляется весьма интересной и даже увлекательной, здесь есть и сказочный элемент (а кто из нас не любит/не любил сказки?), и даже "мифологическо-загадочный" - кто он такой, этот Гигант? И почему Гигант? Что хотели сказать музыканты этим названием, кроме непосредственного (прямого) значения этого образа и слова? Вопросы есть! Попытаемся найти ответы на них при обзоре последующих альбомов группы.
А что вы думаете о Gentle Giant и их первом альбоме?
#gentlegiant #progressiverock #hardrock #рок-музыка #прогрессив-рок #музыка #музыкальныеальбомы #музыкальныеобзоры #1970-е