В целом, генезис возникновения такого парного оружия точно не выявлен. Есть разные гипотезы, наиболее логичное - как менее громоздкая альтернатива щита для руководящего состава. В целом, это достаточно логичная концепция, так как вооружение обычно подразумевала три категории в зависимости от дистанции поражения:
- дальняя (лук и стрелы);
- средняя (различное длинно древковое оружие);
- ближняя (различное личное оружие, как клинковое, так и ударно-дробящее).
Одно из самых ранних упоминаний самого термина шуандао (雙刀 shuāng dāo) мы находим в «Истории династии Цзинь» (晋书 jìnshū), составлена Фан Сюаньлином в 648 году во времена империи Тан.
Но на самом деле исторические материалы можно проследить до династии Хань (206 до н. э. - 220 н. э.).
Различные примеры использования парного оружия на полях сражений начинают в большом количестве появляться в годы империи Сун (960-1279). И это не обязательно шуандао, в «Истории династии Сун» (宋史 sòng shǐ), написанной в 1345 году уже в эпоху Юань, есть яркое описание непосредственного боя, поединка шуандао против парного ударно-дробящего цзяня, о котором рассказывали ранее вот в этой статье.
Подобных упоминаний, про генералов последующих династий, включая Юань и Мин, можно найти предостаточно. Это показывает, что такого типа оружие не было редкостью, хотя и было уделом избранных.
Это оружие упоминается как необходимое и в одном из важных военных текстов - в трактате генерала Ци Цзигуана «Новая книга записей о достижениях» (紀效新書 jì xiào xīn shū). А этот текст оказал серьезное последующее влияние на теорию многих школ #ушу.
Во времена поздней Мин возникает много полуисторичных историй в жанре у-ся, где фигурирует шуандао, а знаменитый У Шу (吴殳 wú shū, 1610 - 1694), поэт и историк поздней Мин и начала династии Цин, военный эксперт и глава одной из школ фехтования, посвятил этому оружию стихотворение "Песнь парных дао", где рассказывается о женщине-полководце с таким оружием в хлопьях снега под полной луной:
女将亲战挥双刀,
成团雪片初圆月。
Это отсылка к героине антияпонской борьбы по имени Ва, научившей технике шуандао Сян Юаньчи, известного как «Юный герой Небесных чертогов» (天都侠少 tiān dū xiá shǎo), ну а Сян Юаньчи уже лично обучал этому самого У Шу. Есть такое пояснение к этой песне:
Тень меча холодна, как хлопья снега,
Свет меча окружает и защищает тело, как полная луна.
Кстати, в сборнике карт времен Мин (筹海图编 Chóu hǎi tú biān) в разделе «Общее обсуждение оружия» шуандао упоминается как часть снаряжения для конницы. А в жизнеописании (明季南略 míngjì nán lüè) генерала Чжэн Чэнгуна парные мечи-дао (双刀 shuāngdāo) и тяжелая броня (重甲 zhòngjiǎ) - это обычное снаряжение военачальника той поры.
Кроме исторических персонажей, шуандао широко представлено в мире романов жанра у-ся. Интересно, что там стали выбором многих женщин (например, в "Речных заводях"). Есть мнение, что это из-за того, что там шуандао меньше, легче. Они подчеркивают гибкость в движении, и больше подходят женщинам.
Есть известная поговорка Мира Улинь:
单刀看手,双刀看走,大刀看定手
Dāndāo kàn shǒu, shuāng dāo kàn zǒu, dàdāo kàn dìng shǒu
Её суть проста: если противник с обычным одноручным дао - то смотришь на его руку, если с шуандао - на перемещение, если с дадао - на неподвижность рук.
Современная техника шуандао восходит к волне конкретному и хорошо известному мастеру времен Мин, но об этом уже после - дела...
Обращаю внимание. что данная статья не является учебным пособием, и тренироваться желательно - под присмотром опытного наставника. Материалы в статье приведены лишь с целью ознакомления и развития кругозора.
Всем хороших тренировок!
Подписывайтесь на наш канал, делайте перепосты и ставьте лайки, а мы будем радовать вас интересными материалам.
#история
#оружие
Дм. Моисеев, СПб - 2022