Найти тему
Ясно Понятно

Корабль—призрак: Россия создает «теневой флот» нефтетанкеров. Зачем?

За полтора месяца до введения санкций Евросоюза в отношении российской нефти на мировом рынке перевозок создается теневой флот танкеров с неизвестными владельцами, пишет Bloomberg. Кому понадобилась эта нефтяная армада? И как все это может быть устроено?

Санкции под потолком

Трейдеры, танкерные компании и самые могущественные правительства мира все сильнее зацикливаются на одном вопросе: сможет ли цепочки поставок на глобальном рынке углеводородов выдержать самые жесткие санкции в отношении российского экспорта в истории? И с этого же вопроса начала свою статью колумнистка Bloomberg Серена Чеонг.

США уже несколько месяцев бьют тревогу, ожидая, что европейские санкции против России могут вызвать на нефтяном рынке шок. Вашингтон настаивает на том, чтобы нефтетранспортным компаниям и после 5 декабря был разрешен доступ к сервисам ЕС, особенно в сфере страхования.

Реакций США понятна – они хотят избежать скачка цен на топливо перед промежуточными выборами в ноябре. Взамен США продвигают идею ценового потолка — покупателям российской нефти придется подписаться под противоречивыми ограничениями цен

При этом пока неясно, какими оин могут быть. Официальные лица США рассуждают о том, что потолок может находиться выше 60 долларов за баррель. Это якобы позволит России торговать нефтью с небольшой прибылью и тем самым оставит ее на рынке. Впрочем, Москва уже не раз заявляла, что в случае введения ценовых ограничений она тут же прекратит поставки в те страны, которые присоединятся к таким санкциям.

Тайная нефтяная флотилия

Но что уже выглядит несомненным, пишет Серена Чеонг, так это то, что большая часть российских нефтяных потоков будет управляться сложной — и часто скрытой — сетью судов, владельцев и портов, в которой доминируют организации, все еще желающие иметь дело с Россией.

«Если вы посмотрите, сколько судов было продано за последние шесть месяцев неназванным покупателям, становится совершенно ясно, что для перевозки нефти создается флот», — сказал Кристиан Ингерслев, главный исполнительный директор Maersk Tanker в Копенгагене. Его флот насчитывает 170 кораблей, ни один из которых не обслуживает Россию.

Согласно оценкам судового брокера Braemar, чтобы экспортировать 4 млн баррелей нефти в день с российского Дальнего Востока, к 240 судам потребуется добавить многие из недавно приобретенных судов, которые в прошлом могли перевозить иранскую и венесуэльскую нефть.

По словам главы одной из танкерных компаний, продажи танкеров неизвестными организациями Дубая, Гонконга, Сингапура и Кипра резко возросли после начала спецоперации на Украине, а также накануне введения декабрьских санкций ЕС против российской нефти. Предполагается, что многие из них попадут в «теневой флот».

Северный флот, только вперед!

В последние месяцы на рынке бывших в употреблении танкеров наблюдался ажиотаж покупательской активности, пишет автор Bloomberg.

Особенно это коснулось тех типов и классах судов, которые будут интенсивно использоваться для перемещения российской нефти сортов Urals и ВСТО из экспортных терминалов. Одним из таких танкеров является Aframax, самый маленький из основных международных танкеров, который может перевозить от 650 000 до 750 000 баррелей нефти через неглубокие воды и из небольших портов.

Aframax с ледокольными характеристиками в последнее время были особенно популярны, поскольку зимой они будут необходимы для экспорта Urals из портов Балтийского моря. Такие танкеры продаются в два раза дороже, чем год назад, поскольку покупатели предпочитают сохранять анонимность.

Судовые брокеры также наблюдали рост торговли судами Aframax не ледового класса в возрасте 15 лет и старше. Ожидается, что некоторые из этих танкеров появятся в Восточной Сибири, где они помогут транспортировать российскую нефть ВСТО покупателям, в том числе китайским и индийским нефтеперерабатывающим предприятиям.

Страховка раздора

Но вся эта и без того сложная логистика будут сталкиваться с трудностями при поиске стандартной транспортной страховки, отмечает Серена Чеонг

Большинство нефтетанкеров застрахованы от рисков, включая разливы нефти, 13 организациями—членами Международной группы P&I Clubs, многие из которых находятся в Европе. Санкции ЕС означают, что компании стран—членов альянса должны будут прекратить предоставлять страховое покрытие, в то время как сама группа не может рассчитывать на перестрахование от компаний ЕС.

Великобритания еще не полностью последовала за ЕС, а это означает, что некоторое страховое покрытие все еще можно получить там. Сама P&I находится в Лондоне.

Но при этом введение потолка цен сделает европейские услуги страхования доступными для компаний, которые платят за российскую нефть в пределах ограничений.

Европа является центром страхования и перестрахования, и без этого владельцы танкеров рискуют оказаться незастрахованными от рисков, включая разливы нефти. Это делает санкции ЕС — в том числе и гипотетическое введения потолка цен — крайне поляризующим и раздражающим вопросом для владельцев танкеров, отмечает Серена Чеонг.

В итоге реализация ограничений ЕС еще не оформлена официально и также зависит от других стран Большой семерки, которые хотят предпринять аналогичные действия.

Спасибо, что дочитали до конца

Ставьте 👍 - это важно для нас

Не забудьте подписаться на канал

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц