Драмкружок, кружок по фото, а ещё нам петь охота... Бывают такие дети, которые все вывозят, и даже вполне охотно. Чаще всего при соблюдении баланса, например петь-бассейн-шахматы. Тут искусство, там тело, там мозги. Лучший отдых действительно смена деятельности - после школы на кружок каждый день, дома в девять вечера, и как-то вроде ничего. Как-то вывозят. В подростковом возрасте половину бросают обычно, но это уже детали. В самом деле, невозможно одновременно быть гениальным шахматистом, фигуристом и вокалистом одновременно. Мама, которая по всем этим кружкам возит, к вечеру с высунутым языком - а он ничего. Бодренький. Домашку сделал, спать лег, встал, в школу пошел. Бывают такие маленькие железные ресурсные человечки. Очень здоровые организмы, как правило.
А вот нам - нам не до жиру. Хорошо вам с вашим фигурным катанием. А у нас логопед, дефектолог, нейропсихолог и АФК. Нам надо успеть максимально в этом самом сензитивном периоде, о котором вы пишете, реализоваться. А то потом поздно будет...
Сегодняшняя статья будет просто размышлением, неоднозначным. С одной стороны - да, сензитивный период, из которого неплохо бы выжать максимум. С другой - далеко не слишком здоровый изначально организм... Как совместить?
Многие из детей со сложностями в развитии - стойкие солдатики не хуже тех, что шахматисты. С утра до вечера только и делают что разнообразно реабилитируются, но в отличие от тех, ресурсных и здоровых - часто не вывозят. Фоново, заметно и постоянно, либо скрыто - а потом хлоп, и посыпалось все. Учиться перестал, регресс навыков, психоз и прочие неприятные вещи.
Мы, педагоги, ещё и добавляем масла в огонь со своими двадцатью часами коррекции в неделю - ну вот, мы и занимаемся двадцать! Только и делаем, что занимаемся! То к одному, то к другому едем! И опять не так!
И вишенкой на этом не очень вкусном торте - измотанная до предела мама, которой уже вообще все равно, что с ребенком будет, да хоть интернат, только отстаньте уже. Как не довести до такого?
Я дописала статью до середины и зашла в тупик, не поднялась рука категорично написать рекомендацию реально оценить уровень ребенка и примерный потолок, смириться с тем, что в отдельных случаях нормы не будет никогда, и не прекращать действовать - но исключительно исходя из ресурса ребенка и своего, чутко наблюдая, когда пора притормозить, когда что-то убрать, а когда можно и добавить. Это очень просто написать, но сложно сделать. Я сама поняла, насколько сложно, однажды в начале лета, выяснив, что меня тошнит от слова "ребенок" и от вида профессиональных групп. Только к концу лета захотелось снова немного поработать, ну а к сентябрю совсем отпустило. А то я уже было решила податься в бухгалтерию. Ну а в мае вроде все нормально было, ну да, многовато детей набрала, просили, не смогла отказать...
Не надо так делать. Не надо чтобы тошнило. Тогда все равно не будет никакого выхлопа, ну не сделай я паузу на лето и не перестрой свое расписание потом - хорош из меня был бы дефектолог весь учебный год, если я детей видеть не могу? Лучше уж и правда в бухгалтерию. Да, конечно и мне хотелось бы. И тому помочь, и этому, да и денег, конечно же, тоже всегда мало, а проекты в голове так и кипят... Стоп. Заработать деньги и потратить немедленно на врачей - тоже так себе вариант. И в случае с ребенком - тоже вполне реальный. И с мамой, не забываем про маму. Смотрю на некоторых и вообще не понимаю - как??? Как можно все это выдержать??? С утра на Тушинскую, в обед в Коньково, вечером в Алтуфьево. Кто живёт в Москве, поймут. Примерно час на метро в один конец. И так каждый день. И это реальные мамы, я не придумала.
Поэтому... Информируемся, раз. Читаем мои предыдущие статьи, из которых следует, что вовсе не обязательно у вашего ребенка сензитивный период совпадет со средним по больнице, скорее всего нет, раз он у вас уже сам по себе не особо средний, и не убиваемся об сакральную цифру пять. И информируемся, и становимся реалистами, два. Смотрим на ребенка, видим что ну не может он научиться писать в принципе никогда, и рука слабая, и образ буквы не держит. Но есть же альтернатива в эпоху прогресса, и она нисколько не сделает его более ущербным - пусть печатает. Видим, что не даются русский и литература, но нормально тянет математику - очень частая история у речевых детей - ну и не макаем постоянно, как котенка в молоко, в его неуспешность, и не гоняем по репетиторам, а если и гоняем, то по математике. В выборе между "чуть менее слабак" и "реально крутой" выберем второе.
И без речи люди живут, в прошлой статье писала, и достаточно полноценно, одного вон в соцсетях регулярно восторженно комментирую. И восторженно же думаю о его родителях за кадром - ведь не убили самооценку. Не высосали в ноль ресурс. И выросла абсолютно психически здоровая личность, к жизни относящаяся легко и с юмором, и ничего что ноги не ходят и язык не ворочается. Кого-то это при общении в соцсетях волнует? Да никого. И при личном не особо.
С интеллектуальными проблемами сложнее, к сожалению. Но и тут часто приходится видеть, как яростно отстаивает ребенок свое право оставить при себе внутреннее самоощущение, самоценность, а не слышать свое время - "он не может" и не видеть сочувствующих глаз. Жизнь свою оставить. Увлечения какие-то, интересы, игры. Яростно отстаивает - и записывается в поведенческие, и гасится препаратами, и тормозит в развитии, хотя мог бы... Туда - точно не надо. Где грань, когда уже не надо - не знаю. Я же писала про своего сына, что сама эту грань не поняла, отдав в школу при возможности это сделать позже. Как не терзаться виной при любом возможном раскладе - тоже не знаю. Это всеобщая судьба, видимо, такая.
Купили дом вместо тесной квартиры, зато теперь специалисты далеко, виноваты. Каждый день ходим к специалистам, и гулять не успеваем, у ребенка крыша едет, виноваты. Работу бросила ради ребенка, и теперь денег на него же и не хватает, виновата. Работал, ребенка не вижу, виновата... Да не бывает у всех все идеально, что бы они там в своих Инстаграмах не писали. У всех что-то, да просело. Искать баланс, любить, слушать, быть гибкими... Может для этого нам и даны дети? В том числе особые?