Вероятно, основной признак хорошей литературы – если погружаешься в произведение, начав знакомство с ним, хотя бы со случайно выбранного отрывка. И любой сколько-нибудь достойный экспромт в прозе или поэзии не может бесследно уйти из читательского сердца, особенно, если автор обращается к вечным темам – смыслу жизни, нравственным задачам, историческим перипетиям.
За плечами Виктора Маняхина, выпустившего в свет три романа и множество сборников стихов, уникальный опыт. На его глазах сменяли друг друга поколения сограждан, отходили в небытие иные идеалы, формы общественного уклада, создавалось новое. Книги лауреата литературной премии имени М.Н. Алексеева, автора известного в столице Поволжья романа «Саратовская рапсодия», ярко доказывают: талант мастера слова не измерить профстандартами, которые всюду насаждаются. Он самородок в художественном творчестве: легко жонглируя всеми составляющими богатство языка элементами, формирует образы, и какие! Будто наяву паровозная копоть старого вокзала в Балашове рассеялась, и прямо над головой в морозном январском небе нависло лезвие месяца, покрупнели звезды, когда возвращался на побывку в низенький, с незакрытыми ставнями, родительский дом, студент зооветинститута Василий Тюрин. Ведущий персонаж романа «Есть такая страна – Прихоперье…», недавно поступившего в библиотеки Саратова, на страницах появляется школьником середины 1950-х годов. С какой естественностью на фоне волнующих событий здесь воспроизведены речевые особенности самых разных людей – от директора учебного заведения в Саратове до «блатного» обитателя барака на рыбзаводе в камчатском поселке!
В запечатленной Маняхиным мелодике речи жителей окраины Балашова, куда «цивилизация застенчиво просачивалась» в те времена, явно ощутимы нотки героев Шолохова. Балашовский район, расположенный по берегам донского притока – Хопра, географически и ментально близок к местам, где жили казаки, послужившие прообразом семьи Григория Мелехова. «Почему творец «Тихого Дона» не писал стихов?», - удивляется Виктор Маняхин, кому принадлежат наполненные светлой грустью строки:
До горизонта к водной борозде припали ивы в зеркало глядеться, Хопер, Хопер, не в этой ли воде растаяла туманом сказка детства?
Местом рождения писателя, проживающего в Ртищево, оказался далекий Таджикистан. Получилось как в повести «Ташкент – город хлебный», когда, спасаясь от голода после Гражданской войны, переселялись из центральной России в Среднюю Азию. Отец Виктора Маняхина работал проводником на поезде Сталинабад (Душанбе) – Карши. Участник Великой Отечественной, в 1944-м году он пришел с фронта инвалидом и по рекомендации врачей сменил жаркий климат, вернувшись с семьей в свое родное Прихоперье. Под именем Прохора Васильевича тот изображен в книге – измотанным борьбой за существование, страдающим от кашля, ходившим дома в расстегнутой серой рубахе, кальсонах и валенках. Религиозная мать добывала себе на хлеб чтением надгробных молитв по односельчанам.
Судьба простого человека в России во все времена была трудной, полной обид и потерь. Одолеть подъем на социальном лифте, самоутвердиться, да и просто не пропасть в невеселой реальности, действительно многого стоит для выходца из глубинки и бедной семьи. Часть автобиографического романа объемом в добрых шестьсот страниц выполнена в ключе записей дневника главного героя. Воссоздается панорама жизни страны, которая – степная, лесистая, горно-каменная, кружилась за окном вагона поезда, уносившего Василия Тюрина на Дальний Восток. Вплетена в сюжетную линию тема страстей человека, балансирующего на узкой грани между добром и злом, Богом и обезьяной, представленная порой с шокирующими подробностями. Тюрин не сломался под воздействием окружавшей его среды. В этом смысле он противоположность героя одной из любимых книг Маняхина в юности – «Мартин Иден».
- Меня увлекла повесть о моряке, кто, выйдя из низов общества, работая в прачечной, захотел стать писателем, - признается литератор, на своем веку сменивший множество профессий и должностей, лишь недавно он прекратил деятельность в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства. – Названный пример помог мне определиться с родом занятий в творчестве, к которому я всегда испытывал тягу, черпая вдохновение в красотах нашего края. Ставлю задачей отразить в строках то, что однажды произошло и уже не повторится.
«Ртищево против Балашова – большая деревня… Управление и райком партии в одном бревенчатом доме. Приземистое строение унылым ветхим видом гасило оптимизм. Однако вокзал на загляденье, и дым из труб домов почти голубой! Цивилизация! Природный газ!», - говорится в «Есть такая страна – Прихоперье…», подразумевая 1966 год. В период развитого социализма проверялись на прочность официальные догмы. Мыслящие люди все чаще задавались вопросом – туда ли ведут страну облеченные властью «прорабы»? Эта тема рефреном звучит в повествовании, наполненном картинами быта провинции и труда на селе, который не слишком щедро вознаграждался деньгами и служил скорее мерилом благонадежности гражданина.
Василий Тюрин, чьим настольным евангелием была «Как закалялась сталь», вступал в конфликт с самим собой, наблюдая изъяны, во многом порожденные той эпохой. Не без иронии показан в книге эпизод, когда в колхоз под Балашовом пожаловал хозяин Саратовского обкома Шибаев и все сбились с ног, не зная, как угодить. Запустили в Хопер специально привезенного карпа, никогда не водившегося в этой реке, и перекрыли протоку бреднем, чтобы партиец высокого ранга половил вволю на удочку. Начальник же авиационного училища, генерал, выплеснув из тарелки остатки ухи и нечаянно окропив пиджак, снятый подвыпившим первым секретарем, от ужаса покрылся ледяным потом. Что характерно: автор произведения, очевидец этого эксцесса, не стал диссидентом и противником партийно-советской системы, а к Алексею Шибаеву он по-прежнему испытывает уважение за заслуги перед областью. Все же, по собственному признанию, еще в 1970-е годы, тесно контактируя с власть предержащими, Маняхин задумал литературный сюжет, воплощенный только в наши дни. Название тут говорит само за себя, - «Как ржавела сталь». Действие романа происходит в поздний период СССР и проявления «окаянных сил», которые словно ржа подточили государство, занимавшее шестую часть суши. Краевед Владимир Вардугин считает эту книгу лучшей из тех, что он читал о жизни страны на последнем этапе правления Брежнева. Автору удалось в ней соединить философское и лирическое начало.
Роман «Саратовская рапсодия» - отдельная веха в творчестве писателя. Работа над произведением выдалась особенно долгой, трудной, ибо задача отразить чувства юности, бескорыстной любви употребляется с частицей «сверх». «Бережно достал хрупкое тельце скрипки, взмахнул смычком», - слова простые, образ в них заложен глубокий. Студент играет на музыкальном инструменте для красавицы-бакинки, чьи глаза цвета чернослива, что бездонные омуты… Как вернуть удивительное состояние души «через годы, через расстояния»? Это подвластно лишь настоящему поэту. Маняхин блестяще решает свою творческую задачу, используя различные литературные жанры. В стихах автора «Саратовской рапсодии» звучат нежные нотки Есенина, ощущается упругая динамика Твардовского, - «Ну а когда блестящим слогом огранится сердечный шквал, так счастлив, будто бы у Бога я на застолье побывал». «Менестрель» возводит на пьедестал любимую женщину, наделяя ее чертами неземного существа, вне зависимости от того, взаимны ли его чувства – не просто строки, а нравственный урок.
- Литератор без религиозной основы далеко не уйдет, - убежден председатель регионального отделения «Союз писателей России» Владимир Гурьянов, выступивший на встрече автора с читателями в Саратове в октябре этого года. – Мой собрат по перу, писатель-деревенщик, истинно русский человек, отличается именно такой, унаследованной от матери Анастасии Васильевны, глубокой верой. Художественная литература в России оказалась «отброшенной на обочину», но такие, как Виктор Маняхин, не позволяют мелеть этой реке, вбирающей в себя притоки из каждого региона, каждого литобъединения.
* * *
Ртищево - город вечной осени, привыкший жить от зарплаты до зарплаты, уютный, рябиновый, с ароматом смоляных поленьев и бабушкиного теста.
Редкий случай, когда райцентр с населением в 40 тысяч человек известен исключительно как железнодорожный перекресток России. Отсюда без пересадки можно домчаться хоть в Адлер, хоть до Воркуты, а не так давно через этот узел ходил прямой поезд до самого Владивостока. Станция Ртищево-1, непрерывная труженица, по ночам - единственный слепяще-яркий участок среди окружающей глухомани. Вокзал постройки позапрошлого века с залом ожидания, откуда никогда не выветривается запах лежалых тел и стариковских валенок, с рестораном, где фирменное блюдо - картофель с печенкой, - подают исключительно на продолговатых вагонных тарелках из алюминия. На площади гигантский бюст Ленина, чей лоб сюрреалистично бугрист. От вокзала к городскому парку ведет засаженная яблонями улица - дети подбирают опавшие плоды и, не отерев, едят их. Тянется шеренга домов-казематов, построенных для рабочих депо в 50-х годах. Обитатели этих жилищ даже не пытаются прикрыть оконными занавесками убогое убранство своих комнат с допотопными водонагревательными колонками - "бандурами", чайниками и швейными машинками.
… За купами деревьев парка виден стадион, где единственное и довольно редкое зрелище - матчи физкультурников из "Локомотива" или "Факела", сама арена точно в фильме «Мой друг – Василий Сталин» - с деревянным «президиумом» и уже порядком обветшавшая. По мосту над рельсовой магистралью переходим в залинейную часть города, называемую – Свеклопункт. С возвышения эстакады открывается панорама синеватых далей, и где-то там, в московском направлении, мысленно представляются наполненные неизведанным таинством леса, озера и другие заповедные уголки. Железнодорожный перегон от Ртищева до Мичуринска не электрифицирован. На этой линии почти есенинский домик вокзала станции Вертуновская – дощатый, невзрачный, а все же его облик согревает душу. Там, на просторе, где гуляют вольные ветры, тревожно мигает красный глаз у переезда, плачущий крик выпи в камышах перекликается с зуммером предупреждающего сигнала, рельсы наполняет упругая дрожь, и вдруг из точки, где сходятся металлические пути, вырастает силуэт поезда, который с восхитительной скоростью тянет пожарного цвета тепловоз. Речитатив колес, кажется, сотрясает все ваше естество, но, подобный внезапному порыву урагана, состав так же мгновенно исчезает вдали, и как постскриптум бега «стальной конницы» еще на мгновения остаются обрывки дизельного дыма, щемящий отзвук движения и колыхание придорожной травы.
(запись в моем аккаунте VK от 22 ноября 2016 года)