Сейчас уже мало кто помнит, как выглядели танки той же Первой мировой, и как сильно они отличались от последующих и тем более современных танков. И ведь действительно, странно звучит, но у старых танков была крыша. Сейчас такое просто невозможно представить, потому что танк - это непременно башня и пушка. Причём башня может быть обитаемой или необитаемой, а вот сами гусеницы составляют в высоту около половины или даже одной трети от общей высоты танка.
Но ведущие танкостроители мира начала XX века думали примерно одинаково и строили танки похожие друг на друга. Первое, что бросается в глаза - это не только отсутствие поворачивающейся башни, но и так называемые полнообводные гусеничные полотна. Такие гусеницы не только сильно выступали вперёд и назад, но ещё и начинались от земли и доходили до самой крыши.
Поэтому у некоторых мог возникнуть рад вопросов, типа, а зачем так делать, и почему не прижилось?
И как это не странно звучит, но у такой гусеничной архитектуры есть свои преимущества. Так например когда верхняя часть полотна гусеничной ленты проходит максимально высоко, то появляется возможность сделать полноценную боковую дверь. Согласитесь, что это удобно для экипажа танка вот так заходить и выходить по-людски.
Не нужно лесть на танк и непонятно как просачиваться в люк. Потому что это просто небезопасно, ведь можно попасть под обстрел. В боковую дверь можно вообще заполсти при желании.
Другим неоспоримым плюсом такой архитектуры, когда борта танка не заняты гусеницами, является возможность установить по кругу пушки и пулемёты. Зачем делать поворачивающуюся башню с одним дулом, когда по бокам можно установить выступы, в которые вмонтированы орудия, которые поворачиваются и наклоняются, формируя области поражения.
Ну и, пожалуй, третий неоспоримый плюс полнообводных танковых гусениц - это выдающаяся проходимость. Не секрет, что танки частенько встречают на своём пути противотанковые рвы. Так вот, когда гусеницы сильно выпирают вперёд и назад, то углы въезда и съезда приближаются к 90 град., а по факту так и превосходят прямой угол. Иными словами такой танк легче преодолевает разного рода препятствия.
Но и это ещё не всё: если танк с такими вот гусеницами переворачивался, то его верхние части гусеничных полотен оказывались близко к земле. Считалось, что так проще поставить танк в исходное положение при помощи другого танка.
Также ряд экспертов убеждены в том, что в условиях боя солдаты могли без особых усилий попасть на крышу танка находясь при этом в лежачем положении. Для этого танк сбавлял ход, а сам солдат, находясь сбоку от танка, ждал, когда он практически полностью проедет, после чего цеплялся за его гусеницу.
Эта гусеница затаскивала его наверх со скоростью, которая была в два раза больше той, с которой двигался танк. И таким образом, оказавшись на верхней части полотна, он мог перекатиться на крышу танка.
Иными словами, достоинств у такой архитектуры расположения танковых гусениц много. Однако, как мы знаем, уже во Вторую мировую танки существенно изменились, и никаких гусениц по самую крышу уже не было. А всё потому, что у такой архитектуры есть много недостатков.
Во-первых, когда гусеничные борта такие огромные и крепятся к центральной части танка, то такое вот соединение не получалось сделать прочным. И поэтому порой танки просто разваливались прямо на ходу уже после нескольких попаданий. А это значит, что высоту гусениц нужно было уменьшать.
Во-вторых, калибр орудий увеличивался, потому что чем больше калибр снаряда, тем больше его поражающая способность. Стало быть увеличивался и размер пушки. И поэтому на танк предпочтительнее было ставить одну большую пушку на поворотной башне, чем много маленьких по кругу. Соответственно высокие гусеницы мешали ставить башню и пушку.
Ну и наконец, в-третьих, эти самые гусеницы могли быть повреждены не только за счёт наезда на мину, но и из-за атаки с воздуха. И ведь действительно, если в Первую мировую танкам не угрожала атака с воздуха, потому что бомбардировщиков как таковых не было, то уже во Вторую мировую появились бомбардировщики. А это значит, что расположенные в верхней части танка гусеницы могли пострадать от авианалётов.
Танкостроители ведущих военных держав того времени быстро поняли, что гусеница - это наиболее уязвимый узел танка, и его нужно защищать от падающих с неба бомб. А для этого сами полотна по возможности нужно прятать и всячески защищать танковой бронёй.
Так полнообводные танковые гусеницы ушли в забвение как несоответствующие духу военного времени. А им на смену пришли более привычные нам низкие гусеницы.