Найти в Дзене

О СТРАХЕ

На этой неделе я впервые читала лекцию по психологии. 

Волновалась. 

И, размышляя о чем же написать, естественным образом мысль натолкнулась на тему страха.

В целом, чувство страха, как и любое другое чувство, полезно. Оно призвано предупредить нас о возможной опасности, защитить и обеспечить безопасность.

В норме страх убирается ориентировкой: если что-то нас пугает - мы проверяем действительно ли напугавшее так страшно, оцениваем степень опасности и принимаем решение – убежать или остаться и защищать себя.

Но, на большой скорости и мысля автоматически, мы в большинстве случаев опираемся не на внутреннюю зону (свои ощущения) и внешнюю зону (то, что я вижу и слышу), а на среднюю зону – фантазии, убеждения, субъективные представления о реальности. 

И до проверки источника страхов даже не доходим. 

То есть в определенной ситуации, похожей на предыдущий, возможно, травматичный опыт, или опираясь на автоматические суждения, зачастую негативные, страх возникает автоматически. 

И мы не всегда можем даже сразу определить причину страха.

Кроме того, страх очень часто усугубляется чувствами вины или стыда (все мы помним интроекты из детства «бояться – стыдно», «бояться только трусы» и так далее).

Конечно, как правило, человек понимает, что боится. А основной реакцией на страх является реакция замирания – мы останавливаем энергию и как бы замираем внутреннее, а иногда и внешне.  

Но под воздействием стыда страха или страха страха мы заставляем себя избегать это чувство, игнорировать его, желаем всячески от него избавиться.

В то время как избавиться от страха можно только одним способом – встретиться с ним лицом у лицу и принять решение о своих дальнейших действиях. То есть перейти от понимания себя как «Я человек, который боится» к пониманию «Я испытывают страх и хочу понять его источник».

Поэтому при работе со страхом основное – это восстановление контакта с реальностью и с собственной внутренней зоной осознавания.

Итак,

🔹 Сначала определяем, что страх есть. Прислушиваемся к ощушениям - к замираниям в теле, напряжению мышц.

🔹 Затем стараемся определить – чего конкретно боимся. Стоит проанализировать угрожающий объект или ситуацию, рассмотреть во всех подробностях – действительно ли объект настолько опасен, как представляется?

🔹 Проверяем: это действительно фактически угрожающая ситуация или, например, оказывает влияние прошлый негативный опыт, хотя на самом деле текущая ситуация угрозы не несет. 

А также страх может быть иррациональным – не имеющим под собой основанных на фактическом опыте оснований. 

И тогда будет необходимо сориентироваться какого опыта недостает и как его можно приобрести. 

🔹 На следующем этапе придется проявить агрессию: для того, чтобы понять какие действия стоит предпринять, к страху придется приблизиться.

Оценить - можете ли вы повлиять на объект своего страха?

Стоит ли бороться или лучше будет отступить?

Если есть возможность что-то сделать, то что и как?

Можете ли вы сделать это самостоятельно или вам нужна помощь?

Если нужна помощь, то к кому вы можете обратиться?

Например, возьмем мой страх перед публичным выступлением:

У меня есть фантазия о том, что по ту сторону экрана сидят монстрообразные студенты, желающие съесть меня живьем.

При ближайшем рассмотрении в основе можно увидеть страх отвержения.

А также проекцию: я проецирую на неизвестных мне студентов мое собственное критическое отношение к преподавателям в мою бытность школьницей, а затем и студенткой. 

Когда я объективно смотрю на ситуацию, я понимаю, что:

Мой страх иррационален – у меня нет опыта чтения лекций, и я не знаю студентов, но

🔹Логично предположить, что не все студенты настроены критически

🔹 Большинство преподавателей выживают после разговора с критически настроенным студентом

🔹 Я готова к лекции

🔹 Среди слушателей точно будут те, кто меня поддерживает – мои коллеги.

В результате мой страх уменьшается, и я делаю выбор рискнуть и прочесть лекцию.

То есть приобрести опыт.

Таким образом, определив причину страха и проявив агрессию, мы можем лучше сориентироваться и: или убедиться, что страх необоснован, или защитить себя, или позвать на помощь, или убежать. 

В любом случае, приобретая опыт взаимодействия со своим страхом, мы удовлетворяем свою потребность в безопасности и получаем опыт заботы о себе.

И тогда страх становится не таким страшным, как раньше.

Если же мы подавляем чувство страха, вытесняем его, прерывая контакт с реальностью, то потребность в безопасности не удовлетворяется, и начинает преследовать нас все чаще и чаще, распространяясь сначала на аналогичные, а затем и на совершенно не похожие ситуации. 

А приобретенный опыт невозможности защитить себя приводит к постоянному росту ощущения собственной беспомощности и несостоятельности.

И, кстати, лекция прошла отлично. Ни один преподаватель не пострадал, а один даже приобрел полезный опыт :)

© Юлия Ивлева

#психолог #психология #психологическаяпомощь #ищупсихолога #нужнаподдержка #гештальт #чтоделать #какпомочь #заботаосебе #страх