Уроки английского в современной школе начинаются во втором классе, а заканчиваются — в одиннадцатом. В общей сложности ребенок тратит на изучение языка больше тысячи часов, в школах с углублённым изучением эта цифра вырастает в два-три раза, но редкий выпускник способен похвастаться тем, что знает английский и может на нем говорить, а говорить — это еще и слышать, и понимать.
Почему так?
Да, не секрет, что в школах не самые лучшие учебники, много отмен, пропусков, совмещенных уроков и прочей раздражающей ерунды, но тогда почему занятия с репетитором с сентября по май с теми же обыкновенными детьми, отменами, плохим настроением и невозможностью собраться приносят результат, отличный от нуля?
Прямо сейчас я думаю, что все дело в том, чему учить. Пока что наши школы, к сожалению, делают упор на accuracy — правильность. Написал диктант из двадцати слов и допустил в одном из них ошибку? Получай четыре. Сделали две ошибки? Три. Никто не похвалит ребенка за остальные правильно написанные восемнадцать слов или за то, что он может их услышать, понять и использовать в речи. Забыл в вопросе вспомогательный глагол do или перепутал его с does? Значит, не понял тему Present Simple. Никого не волнует, что ребенок может задать вопрос вроде You like Witcher? — и коммуникация состоится.
Порядок освоения грамматики при изучении иностранного языка исследован и не раз описан. Уверенная грамотность — это высший пилотаж, последние ступеньки этой длинной лестницы, но при этом ошибки вроде потерянного окончания -s в глаголах проскакивают даже на уровне Advanced, и это нормально! Но если годами внушать ребенку, что он говорит безграмотно, не подкидывать никаких интересных для обсуждения тем, не оставлять времени и места для свободного общения, то нет ничего удивительного в том, что десять школьных лет проходят зря.