Найти тему

Настольная игра: Энергосеть | Power Grid. Европейская школа с аукционом и контролем территории

Оглавление

🎲 Страничка игры на Boardgamegeek
📜 Издатель: Hobby World
🎎 Количество игроков: 2-6
⏱ Среднее время партии: 120 минут
📆 Возраст: 12+

"Энергосеть" - это классическая игра европейской школы. Отличительными чертами является то, что игрокам совершенно не придется вступать друг с другом в прямую конфронтацию, в ней нет кубиков, которые добавляют элемент случайности. Все, что происходит в игре - по большей части поддается расчету. Играя за руководителя энергетической компании, игрокам необходимо поставлять электричество в города. Покупка новых электростанций станций, ресурсов для их правильной работы и подключения городов к своей энергосети - все это нелегкие задачи, с которыми необходимо будет справится.

"Коробочка".
"Коробочка".

🧩 Рассматриваться будет "Энергосеть: Россия". Поле на обороте включает в себя карту Японии. Правила игры имеет некоторые незначительные отличия. Кроме того, существуют версии "Америка/Германия", "Австралия/Индия", которые так же отличаются небольшими отличиями. Количество и наборы компонентов у игр одинаковые.

"Игровое поле разделено на сегменты различных цветов. Количество активных сегментов будет завесить от количества игроков."
"Игровое поле разделено на сегменты различных цветов. Количество активных сегментов будет завесить от количества игроков."

Наполнение

Кроме двухстороннего поля в игре большое множество компонентов:
▶️ по 22 деревянных домика для каждого из 5 игроков, на которых рассчитана игра.
▶️ 42 карты электростанций.
▶️ Фишки ресурсов: уголь, мазут, вторсырье и уран.
▶️ Бумажные деньги номиналом 50, 10, 5 и 1. Валюта в игре называется
"электро".
▶️ Карта "Этап 3". Специальная карта, о которой немного позже.

"Игровая валюта "Электро".
"Игровая валюта "Электро".

Игровой процесс

Перед началом игры необходимо сделать несколько приготовлений, описанных в правилах игры:
▶️ Выставить домики на треки очередности и подсчета очков, остальные взять в свой резерв;
▶️ Сформировать начальный рынок ресурсов. Для каждого региона он разный, об этом нужно помнить;
▶️ Сформировать рынок электростанций и определить расположение карты "Этап 3".

Каждый ход в игре состоит из 5 фаз:

🟢 Определение очередности хода. Если первый ход определяется жребием, то последующие ходы должны будут происходить в строгой очередности. Первым всегда ходит игрок, к чьей сети подключено больше всего городов (это отмечается на треке), если таких игроков несколько, то приоритет отдается тому, у кого на начало хода будет самая дорогая электростанция. Таким образом необходимо распределить по своим местам всех игроков.

"Фишки домиков".
"Фишки домиков".

🟢 Аукцион электростанций. Он представляет собой 2 ряда по 3 карты электростанций, выложенные изображением станции вверх. Все станции располагаются в порядке порядкового номера, написанного на них, он же является и стартовой ценой на аукционе. В аукционе могут участвовать только три карты первого ряда - того, в котором располагаются более дешевые карты. Второй ряд показывает ожидаемое предложение, которое в скором времени появится на рынке.
Начиная с первого игрока, все участники могут приобрести себе по 1 станции. Так игрок выбирает карту и объявляет станцию, которую желает приобрести. Все игроки, начиная от сидящего слева, могут повысить ставку, либо спасовать. При пасе, вернуться к покупке данной станции вернуться будет нельзя. Если станцию купил активный игрок, то он выплачивает деньги и передает ход в порядке размещения игроков в фазе 1. Если станция была куплена другим игроком, то активный игрок может опять начать аукцион, а игрок купивший ее пропускает фазу аукциона.
Так же игрок может спасовать сразу, не начиная аукцион. В таком случае Самая дешевая станция уйдет в сброс, а сам игрок участвовать в этом ходу в аукционе уже не сможет. В первом ходу все обязаны купить по одной станции, в дальнейшем это делается по желанию игроков. Одновременно во владении каждого участника партии могут находиться 3 электростанции.

"Карты электростанций. У каждой карты указан порядковый номер, являющейся ее стартовой ценой, количество ресурсов, необходимое для работы станции и количество городов, которое станция может обеспечить электричеством за один раз".
"Карты электростанций. У каждой карты указан порядковый номер, являющейся ее стартовой ценой, количество ресурсов, необходимое для работы станции и количество городов, которое станция может обеспечить электричеством за один раз".

🟢 Покупка ресурсов. Для своей работы электростанции необходимы ресурсы. Их покупка начинается с последнего игрока, определенного в фазе 1. Покупаться могут только те ресурсы, изображения которых присутствуют на электростанциях. Любая станция может хранить на своих складах двойную норму, при этом электростанция не сможет обеспечить город электричеством, если ресурсов на ней меньше, чем обозначено. Однако, в любой момент, игрок может перебросить ресурс с одной станции на другую, если они обе работают на нем работают. Это может оказаться предельно полезным свойством, когда на одной станции есть запас, а на другой - нет. Чем ресурса больше, тем дешевле его цена. Это нужно учитывать не только при их покупке, но и при выборе станций - очевидно, что если все игроки будут покупать станции, работающие на одном и том же ресурсе, он будет в дефиците.

"Ресурсы: коричневые кубики угля, черные бочки мазута, желтые баки вторсырья и красные бочки урана".
"Ресурсы: коричневые кубики угля, черные бочки мазута, желтые баки вторсырья и красные бочки урана".

🟢 Строительство сети. Как и при покупке ресурсов, игра начинается с последнего игрока, а заканчивается первым. Развитие сети может начинаться откуда угодно, для этого просто нужно заплатить 10 электро и поставить в городе домик своего цвета. В каждом городе могут быть размещены подстанции только у трех игроков, они отличаются цветами и стоимостью 10, 15 и 20 электро. В самом начале игры подключиться к сети города может только один игрок. За один ход можно подключить любое количество городов, при этом для подключения следующего города нужно оплатить не только стоимость строительства подстанции но и стоимость соединения между городами, или соединений, если город будет не соседним.

🟢 Бюрократия. Игроки, начиная с первого, определяют сколько городов они хотят обеспечить электроэнергией. Для этого нужно отдать необходимое количество ресурсов для работы электростанций. Электростанция не может обеспечить часть городов за половину ресурсов, если ее мощность больше, чем количество размещенных подстанций, то все равно придется отдать все ресурсы, необходимые для работы. Игрокам не обязательно задействовать все станции, они могут активировать их по своему выбору. После того, как города получат электроэнергию, игрок может получить выплаты в соответствии с таблицей в памятках игроков.
После получения выплат необходимо произвести новые поставки ресурсов на рынок, а так же отправить самую дорогую станцию из ряда ожидаемого предложения под низ стопки электростанций, заменив ее верхней карты из этой же колоды.

Цель игры заключается в обеспечении городов электроэнергией. Когда на фазе строительства появится игрок, объединивший в свою сеть 17 и более городов, этот ход станет последним для всех. Однако, строительство самой большой сети не является главным условием для победы. Победит участник, обеспечивший электроэнергией максимальное количество городов. Поэтому, не успев построить самую большую сеть, не стоит отчаиваться, есть шанс, выиграть даже не выполнив это условие.

Кроме фаз хода, в игре существует 3 этапа, которые открывают доступ к новым подстанциям в городах. Они начинаются, после определенных событий:

Этап 1. С него непосредственно начинается игра.

Этап 2. Начинается перед фазой бюрократии, если во время строительства какому-либо из игроков удалось подключить к своей сети 7 или больше городов.

Этап 3. Начинается, когда из колоды электростанций выйдет карта одноименного этапа. В зависимости от того, на какой фазе выйдет карта "Этап 3", необходимо будет выполнить некоторые условия.

"Карта "Этап 3".
"Карта "Этап 3".

Что нужно знать?

❗️ В игре есть станции гибридного типа. Для их работы могут использоваться ресурсы одного из двух типов, которые на них изображены, но мешать ресурсы нельзя.

❗️ Экологические станции не используют ресурсы для своей активации и работают бесплатно каждый ход, но и ресурсы на них хранить нельзя.

❗️ Сети можно тянуть даже через города других участников, главное заплатить деньги за все соединения.

❗️ Если ресурсы в резерве заканчиваются, то сырье пополнится на столько, на сколько это возможно.

Итог

Игра немного удивительна: прошло уже 12 лет с момента ее выхода, а она все еще входит в топ 100 игр на boardgamegeek, а это о чем-то да говорит. В ней присутствует все, что есть в сложных экономических играх, но при этом игра не обладает скрытыми механиками и легка для понимания: прозрачный и понятный аукцион, распределение ресурсов и контроль территорий. Это подводит к тому, что аналогов очень мало - все подобные игры либо намного сложнее, либо нормальная экономика в них присутствует номинально. Все это делает "Энергосеть" достаточно самобытной.

За счет того, что в игре есть рынок станций и присутствие небольшой контроль территорий, она не превращается в чистую математику. При этом потребление станциями ресурсов различного вида и поломанная очередность хода заставят подходить к игровому процессу вдумчиво - не всегда есть смысл строить максимальное количество подстанций, чтобы вырваться вперед. Оценивая станции на руках у оппонентов и ожидаемое предложение можно попытаться понять, какими ресурсами необходимо будет запастись из-за дефицита, а какие в ближайшие ходы наоборот - упадут в цене. Прогнозирование потребностей игроков - это, вообще, одна из главных отличительных черт игры.

"Энергосеть" подойдет тем, кому надоели слишком простые настольные игры, но садиться за сложные евро еще рановато.

🗣 Спасибо, что дочитали статью! Не забывайте делиться своим мнением и игровым опытом в комментариях. Больше обзоров можно найти в соответствующей подборке. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые материалы.