Найти в Дзене

Завещание имама Хасана своему брату Мухаммаду Ханафии

Джааннат аль-Баки. Завещание имама Хасана своему брату Мухаммаду Ханафии
Джааннат аль-Баки. Завещание имама Хасана своему брату Мухаммаду Ханафии

(предыдущая статья здесь)

ЧТО ЗАВЕЩАЛ ДОСТОПОЧТЕННЫЙ ХАСАН СВОЕМУ БРАТУ МУХАММАДУ ХАНАФИИ

Мухаммад Ханафийа - это сын имама Али от Хаулы, дочери Джафара бин Кайса. В «Тарих-и Димашк» о Мухаммаде пишут следующее: «К Мухаммаду пришел один из лицемеров и спросил: «Почему на войне отец выставляет тебя в первые ряды (войска) и посылает тебя туда, куда не отправляет Хасана и Хусейна?»

Мухаммад ему ответил так: «Потому что они два глаза моего отца, а я же - его рука. Он рукой защищает глаза»[1].

Муфаддал бин Омар Абу Абдуллах передает следующее:

«Когда Хасан бин Али был уже на смертном одре, то сказал: «Эй, Канбар! Загляни за дверь, если там кто-то из верующих, кроме семьи Мухаммада?

Канбар же ответит: «Посланник Аллаха и сын Посланник знает лучше меня».

Имам Хасан скажет: «Позови ко мне Мухаммада бин Али!»

Я сразу же отправился позвать Мухаммада бин Али. Когда я вошел в дом, он меня встретил словами: «Надеюсь, что случилось только благое».

Я ответил: «Абу Мухаммад, тебя зовет Хасан. Следуй его призыву!»

Как только он услышал это, то, не завязывая веревок на обуви, вместе со многой вышел из дома и побежал.

Когда пришел к Хасану, то обменялся с ним приветствием.

Хасан бин Али ему сказал: «Садись! Потому что человек подобный тебе не может быть безучастным к этим словам, которые могут стать причиной для воскрешенья мертвых и смерти живых.

Будь сокровищницей знаний и светильником божественного руководства. Потому что днем часть огней светят ярче, чем другие. Разве ты не знаешь, что Аллах сделал сыновей Ибрахима имамами и некоторых поставил выше других, а Дауду же дал Забур (Псалтырь Давида)? И ты знаешь, благодаря каким качествам Мухаммад стал избранным. Эй, Мухаммад бин Али, я переживаю за тебя из-за зависти».

(То есть я переживаю, что ты будешь завидовать. Или, как говорится в «А'ламу'л Вара», я переживаю из-за твоей ревности).

Потому что Аллах так описал качества присущие неверным: "После того как прояснилась им истина, многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли ее»[2].

Нет сомнения в том, что Аллах дал сатане силу воздействия на вас. Эй, Мухаммад бин Али, хочешь я передам тебе слова твоего отца о тебе?»

Мухаммад ответил: «Да».

Он сказал: «В день Басры (Верблюжьей битвы) он говорил так: «Кто хочет сделать по отношению ко мне добро в этом и следующем мире, то пусть сделают добро моему сыну Мухаммаду».

Эй, Мухаммад бин Али! Если хочешь, то я могу дать знать о них, когда ты еще был в чреслах моего отца о них было известно.

Эй, Мухаммад бин Али! Разве ты не знаешь, после смерти Хусейна бин Али и после того, как моя душа покинет мое тело, после меня будет имам.

Его имя указано в книге Аллаха в качестве имама. Это наследие, оставшееся от Пророка. И Аллах добавил это к наследству его отца и матери.

Аллах указал, что вы самые лучшие из творений Аллаха. И он выбрал из вашего числа Мухаммада. Мухаммад же в качестве имама выбрал Али, а Али выбрал имамом меня. Я же выбрал Хусейна».

Мухаммад бин Али сказал же ему: "Ты - имам и звено, связывающее меня с Мухаммадом (С). Клянусь Аллахом, я бы предпочел смерть, чем слышать эти слова. В моей голове есть такие слова о вас, что не могу отвергнуть форму этих глубоких слов и вознести их. Напевы ветра не изменят этого (То есть острые слова врагов не поменяют мою веру в тебя).

Они как выбитая на печати надпись, украшенная и красивая. Я хочу внести ясность. Однако я вижу в книге, ниспосланной Аллахом и в книгах предыдущих посланников, как к вам относились до меня. Эти словам настолько тяжеловесные и дорогие, что языки не смогу пересказать их, а руки достойно записать их. Если принести все перья и исписать все бумаги, ваша добродетель не закончится. Вот таким образом Аллах награждает обладателей искренности (ихсан). И нет силы помимо Аллаха.

Хусейн самый ученый из нас, самый благородный и с точки зрения родства самый близкий к Посланнику Аллаха. Он был обладателем глубокого знания еще до того, был создан (Всевышний Аллах сделал его ученым еще до того, как поместил душу в тело). Он прочел божественное откровение еще до того, как стал говорить. Если бы Аллах знал более достойного, то не выбрал бы Мухаммада (С). Аллах избрал Мухаммада. Мухаммад избрал Али. И Али в качестве имама выбрал тебя. А исходя из того, что ты выбрал Хусейна, то нам остается покориться этому выбору и быть довольным этим. Кто еще может быть достоин нашего согласия? К кому, как не к нему мы можем обратиться за решением в тяжелой ситуации?»[3].

(продолжение следует)

Статья подготовлена с использованием переводов трудов выдающегося профессора доктора Хайдара Баша

[1] Тарих-и Димашк, т. 54, с. 333; Сийар-у Аламин Нубала, т. 4, с.117

[2] Бакара, 109

[3] Усул-у Кафи, т. 1, с. 556