Это вторая статья на моём канале, рассказывающая об ошибках в воспитании детей 2-5 лет.
Я решил поделиться еще 3-я ошибками так как я увидел, что первая статья вызвала отклик у читателей. Поэтому максимально полезно и без лишней воды, я предлагаю начать.
Рассматриваться ошибки буду по схеме: ошибка ‒ последствия ‒ как не допустить / как это исправить.
Ошибка №4 «Отношение как ко взрослому».
Характеризуется эта ошибка предъявлением требований к ребенку, как ко взрослому.
В предыдущей статье, на эту тему, я оговаривал, что ребенок не имеет достаточно сформированной координации и в этом возрасте у него идет активное обучение во всех сферах. И часто родители не понимают того, что ребенку очень трудно контролировать эмоции, просто из-за того, что он не умеет. Он может идти и споткнуться, во многих случаях взрослый может остаться на ногах, у ребенка – это практически гарантированное падение. Так же стоит учитывать, в принципе, мировосприятие ребенка, для него практически каждая мелочь – это что-то новое.
Родители часто этого не понимают, классические примеры этого:
«Хватит плакать, успокойся», (он бы и рад, но он не может просто проглотить эмоции, как это делают взрослые), «Хватит хватать все подряд», «Смотри под ноги, опять упал».
Какие последствия!
Очень большая вероятность того, что ребенок начнет сдерживать свои эмоции, что вредно во всех возрастах, снизится интерес к любой познавательной деятельности, понижается самооценка.
Как не допустить!
Ваша задача как родителя, помочь ребенку успокоиться. Также стоит поддерживать интерес ребенка к познанию мира, отвечайте на вопросы, которые он задает, оговаривайте, что можно брать, а что не нужно, и, главное, почему.
Стоит помнить, что ребенок еще не может строить большие логические цепочки, а самое главное - у детей такого возраста еще плохо сформированная память, по этому, даже объясняя ему что-то, не удивляйтесь, что к вечеру он уже может это забыть.
Как исправить!
Исправление, в принципе, очень схоже с пунктом «Как не допустить». В случае эмоциональной зажатости ребенка, следует его обучать проявлять эмоции. На самом деле, ребенку в любом возрасте трудно НЕ проявлять эмоции, значит, долго таких ситуаций ждать не приходится, если вы видите, что у вашего ребенка глаза «на мокром месте» и он пытается их сдержать, обнимите его и скажите «Если ты хочешь поплакать – поплачь». В случае снижения познавательной деятельности, вам следует акцентировать внимание на интересных для ребенка вещах, спрашивать, предлагать помощь в том, что ему интересно.
Ошибка №5. «Наказание ремнем и агрессивное успокоение».
Агрессивное успокоение – это распространенная практика, когда ребенок, например упал – плачет, а мама или папа, либо крича на него повторяют «Успокойся!». Думаю, многие сталкивались с таким видом "успокоения". Сама позиция наказания ремнем, хлопаньем по попе, выглядит со стороны очень печально. Прошу вдуматься в то, что ребенок чувствует в момент, когда его самые родные люди, начинают причинять ему физическую боль.
Я приведу два примера, которые я наблюдал прогуливаясь на улице, и вы сможете оценить, насколько эти два подхода отличаются:
Пример 1. Мальчик лет 3-х играя на детской площадке бегал и упал, после чего пустился в слёзы, на что его мать отреагировала словами: "А я говорила!". Она повторила эту фразу около 10 раз в форме крика, который усиливался пропорционально всё большему плачу ребёнка из-за всё тех же криков мамы.
Пример 2. Мама также шла приблизительно с двухлетним мальчиком, у которого в руках был толком не начатый молочный коктейль, он также упал и коктейль разлился. На это он также отреагировал плачем. К моему восхищению, мама наклонилась к сыну и обняла его, и сказала примерно следующее: "Ты расстроился, что разлил коктейль? Ничего страшного, мы в следующий раз купим тебе новый". После чего мальчик еще немного поплакал, в обнимку с поддерживающей мамой и они пошли дальше по своим делам.
В первом примере, явно прослеживается, что от агрессивного успокоения эффект лишь усугубляется. Уже не столько падение могло расстраивать ребёнка, а реакция мамы.
Во втором, чувства ребёнка приняли и оказали поддержку, в которой он нуждался. Конечно коктейль это не вернуло, но успокоился он быстрее и легче пережил эту ситуацию.
Какие последствия!
Ребенок начинает бояться своих родителей, что повлияет на многие сферы. Таким образом, ребенок будет максимально отдалятся от вас, недоверие может возникнуть к людям в принципе.
Однако есть и обратный эффект, когда ребенок слишком легко привязывается к людям, пытаясь компенсировать поддержку и любовь, которую не додали ему родители. Также готовьтесь к тому, что жизнь ребенка станет для вас неизведанной. Трудный подростковый период.
Как не допустить!
Что нужно знать о наказании: наказание не должно унижать ребенка ни морально ни физически; главная цель наказания – показать ребенку в чем он не прав, чтобы в дальнейшем эта ситуация не повторялась.
По этому, стоит использовать причинно-следственную связь, т.е. если ребенок не собрал за собой игрушки, не нужно наказывать его ремнем, скандалом или постановкой ребенка в угол. В этом случае лучше объяснить ребенку, что если он сегодня не собрал игрушки, это значит, что он не может отвечать за свои вещи, и из-за этого завтра он не будет играть с этими игрушками. В этом случае вы объясняете, почему его поступок недопустим и что за этим следует.
Как исправить!
В этом случае требуется использовать приведенный выше пример наказания. Но проблема заключается в том, что ребенок уже будет бояться вас, поэтому вам придется заново налаживать отношения с ребенком, в этом вам помогут все рекомендации приведенные в этой и в предыдущей статье.
Ошибка №6. «Запрет на радость».
Из-за своей активности и энергичности дети очень часто придумывают активные игры. Для многих детей, на самом деле, сидеть на месте очень трудное занятие и дети могут начать бегать, кататься с горки, прыгать на кровати, кружится и т.п. Естественно при такой активности шум издается соответствующий, родители не выдерживают такого положения вещей и заменяют активное развлечение для ребенка, каким-либо пассивным. Например, ребенок бегает по парку, а мама говорит: «Хватит бегать, иди лучше в на качели покатайся». Также в пример можно привести фразы «чего ты бегаешь, лучше бы порисовал», «Хватит прыгать, сядь и поиграй в конструктор». Проблема состоит в том, что такая смена меняет активное веселье на контроль и сдержанность.
Какие последствия!
В будущем это может повлечь за собой сдержанность желаний ребенка, когда его желания обесцениваются, важным становится деятельность, которая навязана.
Как не допустить и как исправить!
Эти два пункта имеют одно решение. В пределах разумного и рамках приличия, конечно, нужно давать свободу действий ребенку. Если он хочет побегать, прыгать, то пусть делает это, а еще лучше, если вы и сами присоединитесь к нему, такая совместная деятельность сблизит вас с вашим ребенком.
Друзья, появилась возможность записаться в группу психологической помощи родителям, все подробности по ссылке