Американскому писателю-фантасту Филлипу К. Дику особенно повезло на экранизации. Причем, очень часто фильмы по его текстам становились культовыми
Электроовцы и корректировщики
Достаточно назвать "Бегущего по лезвию" Ридли Скотта вместе с недавним продолжением Дени Вильнева, полумультфильм с Киану Риввзом "Помутнение", "Вспомнить все" со Шварценеггером, "Особое мнение" с Томом Крузом и т. д. Экранизаций действительно много. Большинство из них настолько известны, что даже тот, кто ничего не слышал о первоисточниках, снятые по ним фильмы смотрел наверняка.
Другое дело, что почти все картины по романам и рассказам Дика имеют с первоисточниками ну очень мало общего. Например, Ридли Скотт не раз заявлял, что так и не осилил роман "Мечтают ли андроиды об электроовцах?", ставший основой "Бегущего по лезвию". Лента "Меняющие реальность" (The Adjustment Bureau, 2011), с Мэттом Дэймондом и Эмили Блант, снятая по рассказу 1954 года "Бюро корректировки", совсем не исключение.
Не слишком близко к тексту
Создатели фильма уместили фабулу рассказа в небольшой эпизод. А ещё они полностью проигнорировали масштабные спецэффекты, которые предполагала экранизация рассказа, сведя все к любовной истории с философским посылом. В фильме нет ни говорящих животных, ни летающих телефонных будок, ни других любопытных фишек первоисточника. Впрочем, это ничуть не делает его плохим, как и явные отсылки к известной картине "Хвост виляет собакой".
И в рассказе Дика и в "Меняющих реальность" действует бюро корректировки - некая "небесная канцелярия" во главе с "верховным". Сотрудники бюро влияют на ход человеческой истории, чтобы она не выходила за рамки плана. И там и там главный герой, благодаря недосмотру агентов корректировки, оказывается на работе в незапланированное время и видит то, чего не должен был видеть. И если в фильме агенты всего лишь подправляют ход мысли некоторых людей, то в рассказе корректировка выглядит куда глобальнее. У Дика она воплощает известный исламский принцип о том, что Аллах в один миг способен разрушить мир и создать его заново, так что люди даже ничего не заметят. На глазах у ГГ - офисного трудяги Эда Флетчера, целый городской квартал обращается в прах, а потом возрождается скорректированным: немного другие здания, немного другие интерьеры, немного другие люди. В фильме эта же сцена показана весьма скромно. Герой Дэймонда сенатор Дэйв Норрис просто видит корректировщиков в с их приборами кабинете своего помощника, а все сотрудники офиса неподвижны.
Вечная любовь
Зато в рассказе нет великолепной любовной линии, полностью меняющей всю идею первоисточника. Ведь своим непобедимым желанием быть с Элизой - женщиной, которую он любит, но которая ему "не запланирована", герой Дэймонда бросает вызов всей системе корректировки. Двое людей просто хотят быть вместе и это оказывается сильнее планов всех высших сил. Даже "верховному" приходится смириться.
За мир во всем мире
У Эда Флетчера из рассказа нет никаких причин бросать вызов кому бы то ни было. Начальство "небесной канцелярии" просто объясняет ему в чем дело: после корректировки босс Флетчера помолодел, так как старый не стал бы вкладываться в землю, где вскоре найдут уникальные останки древнего человека и где американские и советские учёные начнут работать бок о бок, благодаря чему гонка вооружений прекратится и настанет мир во всем мире. Флетчер принимает объяснения, соглашается молчать и благополучно возвращается домой. В фильме же настоящими меняющими реальность оказываются не корректировщики, а Дэйв и Элиза.
И кино и его первоисточник хороши каждый по-своему, но лично мне идея фильма (о том, что человек всё-таки обладает свободой воли и если захочет, может своротить любые горы), импонирует намного больше.
#немоекино #немое #искусствокино #кино #старыефильмы #интересныефильмы #артхаус #кинофантастика