Найти в Дзене
Светлана Горячева

Картина с розами и виноградом поэтапно

Горячева Светлана, "Время роз и винограда", 40х70, холст, масло, 2022 год.
Горячева Светлана, "Время роз и винограда", 40х70, холст, масло, 2022 год.

Покажу, как была написана свежая работа.

Это многослойная живопись масляными красками, которая больше всего подходит, чтобы передать прозрачность виноградин и воздушность цветочных лепестков.

1. Начинаем с лёгкого наброска прозрачной краской, чтобы определить расположение элементов композиции. Тут я немного не угадала - букетик потом пришлось передвинуть левее. Вообще - композиция штука довольно пластичная, иногда идеи приходят прямо в процессе работы - и на любом этапе можно внести изменения. Постепенно стало понятно, к примеру, что кисть винограда слева на столе будет уже лишней. И в какой-то момент пришлось несколько уменьшить массу винограда в вазе справа.
1. Начинаем с лёгкого наброска прозрачной краской, чтобы определить расположение элементов композиции. Тут я немного не угадала - букетик потом пришлось передвинуть левее. Вообще - композиция штука довольно пластичная, иногда идеи приходят прямо в процессе работы - и на любом этапе можно внести изменения. Постепенно стало понятно, к примеру, что кисть винограда слева на столе будет уже лишней. И в какой-то момент пришлось несколько уменьшить массу винограда в вазе справа.
2. Первый слой краски, подмалёвок, напоминает скорее акварель. Вместо добавления белил используем просвечивание белого холста сквозь тонкие слои разбавленной краски. Намечаем основные цветовые и тоновые отношения пока приблизительно, без подробностей. Однако уже на этом этапе появляется ощущение некой пространственной среды - и в этом живописном пространстве проще убедительно разместить и проработать объёмы предметов, чем на плоскости белого холста..
2. Первый слой краски, подмалёвок, напоминает скорее акварель. Вместо добавления белил используем просвечивание белого холста сквозь тонкие слои разбавленной краски. Намечаем основные цветовые и тоновые отношения пока приблизительно, без подробностей. Однако уже на этом этапе появляется ощущение некой пространственной среды - и в этом живописном пространстве проще убедительно разместить и проработать объёмы предметов, чем на плоскости белого холста..
3. Подсохший слой подмалёвка покрываем ретушным лаком, и начинаем работу над основным слоем живописи с самого вкусного участка) В нижнем слое мы задали глубинный ярко-розовый тон, которым тёмный виноград светится изнутри. Теперь показываем его освещённые поверхности и характерную фактуру - белёсый налёт, кое-где стёртый прикосновениями, блики на блестящих боках.
3. Подсохший слой подмалёвка покрываем ретушным лаком, и начинаем работу над основным слоем живописи с самого вкусного участка) В нижнем слое мы задали глубинный ярко-розовый тон, которым тёмный виноград светится изнутри. Теперь показываем его освещённые поверхности и характерную фактуру - белёсый налёт, кое-где стёртый прикосновениями, блики на блестящих боках.
4. Нельзя писать предмет изолированно от окружения - уплотняем фон, чтобы подчеркнуть   освещённость винограда, даём от него падающую тень - это сразу делает гроздь более материальной. Учитываем характер освещения - прямые лучи дневного света достаточно тёплые, поэтому по контрасту в тенях появляются более холодные оттенки. Особенно хорошо видна разница на скатерти - розоватой на свету и зеленоватой в тени.
4. Нельзя писать предмет изолированно от окружения - уплотняем фон, чтобы подчеркнуть освещённость винограда, даём от него падающую тень - это сразу делает гроздь более материальной. Учитываем характер освещения - прямые лучи дневного света достаточно тёплые, поэтому по контрасту в тенях появляются более холодные оттенки. Особенно хорошо видна разница на скатерти - розоватой на свету и зеленоватой в тени.
5. Ветку роз на столе на переднем плане намечаем энергичными пастозными мазками - так она лучше "выйдет" вперёд.
5. Ветку роз на столе на переднем плане намечаем энергичными пастозными мазками - так она лучше "выйдет" вперёд.
6. Изучаем и показываем, какие цветы и бутоны погружаются в тень, а какие выходят на свет. В этом чередовании главная прелесть подобного контрастного освещения)
6. Изучаем и показываем, какие цветы и бутоны погружаются в тень, а какие выходят на свет. В этом чередовании главная прелесть подобного контрастного освещения)
7. Уточняем место букета, намечаем детали.
7. Уточняем место букета, намечаем детали.
8. Поочерёдно прописываем розы в букете.
8. Поочерёдно прописываем розы в букете.
9. Яркий свет обесцвечивает самые освещённые лепестки, насыщенность цвета сохраняется в полутонах, в глубине цветов.
9. Яркий свет обесцвечивает самые освещённые лепестки, насыщенность цвета сохраняется в полутонах, в глубине цветов.
10. Мелкие веточки и бутоны дополняют букет.
10. Мелкие веточки и бутоны дополняют букет.
11. Помним, что букет тоже единая объёмная форма - у него есть освещённая и теневая сторона, все детали должны подчиняться общей светотени.
11. Помним, что букет тоже единая объёмная форма - у него есть освещённая и теневая сторона, все детали должны подчиняться общей светотени.
12. Ярко освещённые элементы на тёмном фоне образуют как бы светящийся ореол, "сияют", распространяя свой цвет за границы контура формы. Передавая это сияние, мы создаём ощущение воздуха и света на нашей картине.
12. Ярко освещённые элементы на тёмном фоне образуют как бы светящийся ореол, "сияют", распространяя свой цвет за границы контура формы. Передавая это сияние, мы создаём ощущение воздуха и света на нашей картине.
13. Виноград тоже сияет)
13. Виноград тоже сияет)
14. Точнее и подробнее прописываем ягоды.
14. Точнее и подробнее прописываем ягоды.
15. Добавляем света на винограде, делаем его теплее.
15. Добавляем света на винограде, делаем его теплее.
16. Более подробно и контрастно прописываем ближние ягоды - дальние как бы "не в фокусе", погружены в пространство.
16. Более подробно и контрастно прописываем ближние ягоды - дальние как бы "не в фокусе", погружены в пространство.
17. Относительно грозди винограда светлая цветная драпировка тоже не в фокусе, пишем её мягче, немного размытой. Уточняем вазу, почти целиком погружённую в тень - сама по себе она красива, но не должна спорить с "главными героями" картины.
17. Относительно грозди винограда светлая цветная драпировка тоже не в фокусе, пишем её мягче, немного размытой. Уточняем вазу, почти целиком погружённую в тень - сама по себе она красива, но не должна спорить с "главными героями" картины.
18. Прописываем в тени светлую кисть винограда. Окидываем взглядом картину в целом. Возможно, предметы надо ещё немного связать с пространством - смягчаем контрасты, добавляем "сияний". А вот на переднем плане, напротив, добавляем несколько энергичных штрихов - тут контрасты приблизят вперёд край стола и придадут ему материальности.
18. Прописываем в тени светлую кисть винограда. Окидываем взглядом картину в целом. Возможно, предметы надо ещё немного связать с пространством - смягчаем контрасты, добавляем "сияний". А вот на переднем плане, напротив, добавляем несколько энергичных штрихов - тут контрасты приблизят вперёд край стола и придадут ему материальности.
19. Осталось подписать и сделать финальное фото. "Парадная" фотография сделана другой камерой, поэтому лучше качеством, но немного отличается по теплохолодности. Впрочем, картина вживую тоже выглядит неодинаково в зависимости от освещения и окружения.
19. Осталось подписать и сделать финальное фото. "Парадная" фотография сделана другой камерой, поэтому лучше качеством, но немного отличается по теплохолодности. Впрочем, картина вживую тоже выглядит неодинаково в зависимости от освещения и окружения.