Найти в Дзене
Филиал Карамзина

«Заложные покойники»: какую смерть на Руси считали позорной?

Оглавление

Вообще термин «заложные покойники» появился около века назад. На Руси же тех, кого не принято было хоронить в пределах кладбища, называли по-разному: нечистые покойники, мертвяки, нави. Вне зависимости от названия, речь шла о тех, кто по каким-либо причинам не мог быть предан земле. Славяне считали, что после смерти они не находят покоя и возвращаются в мир живых, продолжая свое существование в качестве нечистой силы…

Соблюдению ритуалов при погребении ан Руси уделялось самое пристальное внимание.
Соблюдению ритуалов при погребении ан Руси уделялось самое пристальное внимание.

Неправильная смерть

Славяне (и это потом нашло отражение в фольклоре) делили покойников на правильных и неправильных. Первые — те, кто умер естественной смертью в положенный срок. Вторые — все, кто не попадает под это определение. Конечно, определение «положенный срок» уж очень размытое. Видимо, речь об умерших не слишком рано — в младенчестве — и не слишком поздно — в глубокой старости. Последнее характерно для колдунов, которые «зажились», так как не смогли передать свой проклятый дар.

Неправильными, то есть «заложными» покойниками становились:

  • Самоубийцы.
  • Мертворожденные или умершие в младенчестве.
  • Погибшие от несчастных случаев.
  • Ведьмы и колдуны.
  • Умершие, не закончив прижизненных дел, то есть не исполнившие обещаний, не вернувшие долг и т.д.

Их судьба — не упокоившись обитать в грешном мире. А в каком виде — это как повезет. Кто-то будет витать бесплотной тенью, кто-то может стать и упырем, а на ком-то весь век черти воду возить будут…

Пьяницам и бродягам по славянским поверьям тоже не светила райская загробная жизнь.
Пьяницам и бродягам по славянским поверьям тоже не светила райская загробная жизнь.

На перекрестке дорог

В отношении заложных покойников на Руси существовал строгий обычай — хоронить их можно было только за пределами кладбища. Да и то, как хоронить… Земле их не предавали, считалось, что она все-равно мертвое тело отторгнет. Сколько преданий о том, как закопанный в землю гроб с колдуном или ведьмой наутро обнаруживался стоящим сверху могильного холма.

Умерших неправильной, насильственной смертью максимум могли закидать камнями или ветками, где-нибудь на болоте, в овраге, у обочины или на перекрестке дорог. Перекресток — символ выбора. Считалось, что неуспокоенный мертвец неспособен этот выбор сделать, а потому будет стоять и бесконечно долго выбирать, по какой именно дороге отпариться. А значит в итоге не причинит никому особого вреда.

Кстати, по одной из версий само название «заложные» происходило именно из-за метода их захоронения — покойника в гроб клали лицом вниз, а сам гроб потом «закладывали» хворостом и камнями.
Кстати, по одной из версий само название «заложные» происходило именно из-за метода их захоронения — покойника в гроб клали лицом вниз, а сам гроб потом «закладывали» хворостом и камнями.

Но при этом захоронение нельзя было трогать и тем более переносить покойника — иначе его можно потревожить. Тогда окружающим не будет от неуспокоенного житья. По прошествии же определенного времени — обычно семи лет, ведь семь — число магическое — покойник прочно «прирастал» к месту своего захоронения и практически не покидал его.

Нечистые места

Конечно, такие места считались проклятыми, нечистыми. Там слышали стоны и плач, видели духов и приведений. Места гибели или захоронения заложных покойников избегали. Если человек прогуляется по такому месту, но непременно собьется с пути, заболеет или даже умрет, а если скотина — то у нее пропадет молоко. Но еще хуже, если умершего неправильной смертью похоронят на кладбище. На Руси верили, что за такое осквернение земля отплатит неурожаем и засухой.

Средства борьбы

Но были и свои методы борьбы с заложными покойниками — помимо захоронения вне кладбища. Ведь не всех это «успокаивало» — на колдунов и ведьм нужна была управа посильнее. Считалось, что по заложным покойникам нельзя громко плакать, чтобы у тех не появилось желание вернуться. Да и от личных вещей умершего лучше избавиться.

При похоронах за гробом нечистого лили святую воду или сыпали зерно, чтобы сбить мертяка со следа. Да и болота с оврагами в качестве мест захоронения выбирали недаром. Шли и на более жестокие меры: подрезали сухожилия на ногах, чтобы покойник не смог ходить, а иногда и вовсе отрезали ноги.

Не все умершие неестественной смертью непременно становились упырями. Некоторые оставались вполне безобидными неприкаянными призраками, способными максимум напугать.
Не все умершие неестественной смертью непременно становились упырями. Некоторые оставались вполне безобидными неприкаянными призраками, способными максимум напугать.

В некоторых случаях, в зависимости от обстоятельств смерти, можно было обойтись и более простыми способами, например, просто простить покойного или завершить за него недоделанные дела. А иногда приходилось наоборот идти и на ухищрения. так, например, с упырем помогал вбитый в грудь осиновый кол…