Вообще термин «заложные покойники» появился около века назад. На Руси же тех, кого не принято было хоронить в пределах кладбища, называли по-разному: нечистые покойники, мертвяки, нави. Вне зависимости от названия, речь шла о тех, кто по каким-либо причинам не мог быть предан земле. Славяне считали, что после смерти они не находят покоя и возвращаются в мир живых, продолжая свое существование в качестве нечистой силы…
Неправильная смерть
Славяне (и это потом нашло отражение в фольклоре) делили покойников на правильных и неправильных. Первые — те, кто умер естественной смертью в положенный срок. Вторые — все, кто не попадает под это определение. Конечно, определение «положенный срок» уж очень размытое. Видимо, речь об умерших не слишком рано — в младенчестве — и не слишком поздно — в глубокой старости. Последнее характерно для колдунов, которые «зажились», так как не смогли передать свой проклятый дар.
Неправильными, то есть «заложными» покойниками становились:
- Самоубийцы.
- Мертворожденные или умершие в младенчестве.
- Погибшие от несчастных случаев.
- Ведьмы и колдуны.
- Умершие, не закончив прижизненных дел, то есть не исполнившие обещаний, не вернувшие долг и т.д.
Их судьба — не упокоившись обитать в грешном мире. А в каком виде — это как повезет. Кто-то будет витать бесплотной тенью, кто-то может стать и упырем, а на ком-то весь век черти воду возить будут…
На перекрестке дорог
В отношении заложных покойников на Руси существовал строгий обычай — хоронить их можно было только за пределами кладбища. Да и то, как хоронить… Земле их не предавали, считалось, что она все-равно мертвое тело отторгнет. Сколько преданий о том, как закопанный в землю гроб с колдуном или ведьмой наутро обнаруживался стоящим сверху могильного холма.
Умерших неправильной, насильственной смертью максимум могли закидать камнями или ветками, где-нибудь на болоте, в овраге, у обочины или на перекрестке дорог. Перекресток — символ выбора. Считалось, что неуспокоенный мертвец неспособен этот выбор сделать, а потому будет стоять и бесконечно долго выбирать, по какой именно дороге отпариться. А значит в итоге не причинит никому особого вреда.
Но при этом захоронение нельзя было трогать и тем более переносить покойника — иначе его можно потревожить. Тогда окружающим не будет от неуспокоенного житья. По прошествии же определенного времени — обычно семи лет, ведь семь — число магическое — покойник прочно «прирастал» к месту своего захоронения и практически не покидал его.
Нечистые места
Конечно, такие места считались проклятыми, нечистыми. Там слышали стоны и плач, видели духов и приведений. Места гибели или захоронения заложных покойников избегали. Если человек прогуляется по такому месту, но непременно собьется с пути, заболеет или даже умрет, а если скотина — то у нее пропадет молоко. Но еще хуже, если умершего неправильной смертью похоронят на кладбище. На Руси верили, что за такое осквернение земля отплатит неурожаем и засухой.
Средства борьбы
Но были и свои методы борьбы с заложными покойниками — помимо захоронения вне кладбища. Ведь не всех это «успокаивало» — на колдунов и ведьм нужна была управа посильнее. Считалось, что по заложным покойникам нельзя громко плакать, чтобы у тех не появилось желание вернуться. Да и от личных вещей умершего лучше избавиться.
При похоронах за гробом нечистого лили святую воду или сыпали зерно, чтобы сбить мертяка со следа. Да и болота с оврагами в качестве мест захоронения выбирали недаром. Шли и на более жестокие меры: подрезали сухожилия на ногах, чтобы покойник не смог ходить, а иногда и вовсе отрезали ноги.
В некоторых случаях, в зависимости от обстоятельств смерти, можно было обойтись и более простыми способами, например, просто простить покойного или завершить за него недоделанные дела. А иногда приходилось наоборот идти и на ухищрения. так, например, с упырем помогал вбитый в грудь осиновый кол…