Найти тему
script bro | сценаристы

ЗАБЫТЫЙ ЖАНР, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ПРИНЕСТИ УСПЕХ В ИНДУСТРИИ

Этот жанр, когда-то был любим авторами и зрителями, а теперь почти забыт. Готовы ли сценаристы возродить его?

Одним из фильмов, которые я недавно пересмотрел для своей книги по диалогам была романтическая комедия "Джерри Магуайер". В этом фильме одна из самых знаковых реплик, когда-либо написанных в кино:

ПОКАЖИ МНЕ ДЕНЬГИ-ИИИ!

Кэмерон Кроу запечатлел этим фильмом дух времени в Америке. А вы думаете, что только "Очень странные дела" оказывают культурное влияние? Представьте себе, что "Джерри Магуайер" выстрелил в 20 раз мощнее.

Кроу был тем парнем, который придумал формулу, как заставить мужчин смотреть романтические комедии. Он построил свои фильмы вокруг главного героя-мужчины. Он сделал этого персонажа слегка альфа-персонажем с большой личной целью, за которого мужчины могли бы переживать. И затем, он не уклонялся от истории любви, которая гарантировала, что женщины тоже получат от фильма всё, что хотели.

Кроу впервые применил эту формулу в фильме "Скажи что-нибудь". Это история, где Джон Кьюсак играет Ллойда Доблера, кикбоксёра с подвешенным языком, который влюбляется в девушку, слишком зависимую от своего отца.

По сей день в этом фильме остаётся один из 25 самых знаковых образов всего кинематографа:

Ллойд держит бумбокс под окном Дианы, включив песню Питера Гэбриела - In Your Eyes.
-2

Но по-настоящему Кроу раскрыл эту формулу в "Джерри Магуайере", где герой-альфа - спортивный агент Джерри Магуайер (Том Круз) пытается открыть своё собственное агентство.

Фильм стал вершиной романтических комедий, созданных для мужчин. И это был один из самых мощных бромансов, когда-либо существовавших в кино (с футболистом-принимающим и клиентом, Родом Тидвеллом). В нём был сценарий исполнения желаний, который любят все парни: начать свой собственный бизнес и поставить всё на карту, чтобы он заработал. И, при этом всём не уклоняясь от любовной линии.

Это был секретный ингредиент, который, казалось, не знал ни один другой автор в городе. Некоторые голливудские сценаристы знали, как написать фильм для парней. Другие знали, как написать фильм для девочек. Но никто не знал, как правильно их смешать.

Ключ заключался в том, чтобы дать нам "мужскую" сюжетную линию, но относиться к романтической линии с уважением, а не делать её второстепенной.

Есть ещё один сценарист-режиссёр, который понял всю силу этого метода. Он просто сделал это в другом жанре. Им был Джеймс Кэмерон.

Джеймс Кэмерон привлёк мужскую часть зрителей своими главными героями-альфа-самцами, потрясающими спецэффектами и крутыми элементами научной фантастики, а затем он полностью погрузился в романтику, что гарантировало, что женщины тоже подключаться.

В какой-то момент он применил эту формулу к двум самым успешным фильмам в истории - "Титанику" и "Аватару".

Возвращаясь снова к Кроу: после "Джерри Магуайера" он снял "Элизабеттаун", где была точно такая же формула, как и у его предыдущих фильмов.

У главного героя была крутая работа альфа-самца - дизайнера кроссовок, которые должен был носить весь мир. Кроу дал и любовную линию. Но что-то не сработало.

Затем, он попытался сделать это снова с фильмом "Алоха". Он придумал "крутую" сюжетную линию для мужчин, а также ключевой роман между Брэдли Купером и Эммой Стоун. Но фильм не оценили: ни с мужчины, ни с женщины. Я мог бы написать книгу обо всех ошибках, которые, вероятно, способствовали провалу, но суть в том, что Кроу, как и вся индустрия выпал из жанра, и, за исключением пары фильмов (на ум приходит "Правила съёма: метод Хитча"), Голливуд забыл о нём.

До тех пор, пока...

Молодой комик / режиссёр по имени Джадд Апатоу понял, что может изменить формулу. Его главное изменение состояло бы в том, чтобы использовать главных героев-бета-самцов, а не альфа-самцов.

Эти персонажи были придурками, занудами, в жизни которых мало что происходило. Это привлекло зрителей-мужчин другого типа - парней, которые отождествляли себя с этими группами. Но часть формулы, которую он придерживался, заключалась в том, чтобы охватить романтические компоненты истории, что было необходимо для привлечения женской аудитории.

Он также внёс ещё одну поправку. Он называл свои фильмы комедиями, а не романтическими комедиями. Это был выбор бренда, который заставил мужчин чувствовать себя более комфортно, приходя на эти фильмы.

-3

Намеренно или нет, Апатоу столкнулся с той же ситуацией, которая сделала Кэмерона Кроу именем нарицательным. Его новая модификация формулы подарила нам два культовых фильма: "Сорокалетний девственник" и "Немножко беременна".

Было более чем странно, когда Апатоу отказался от формулы после успеха второй картины. Неудивительно, что его фильмы перестали приносить прибыль.

Я думаю, что в творческом плане в то время он больше интересовался драмой, и это хорошо. Но это оставило самый тщательно хранимый жанровый секрет индустрии без последователя. Переносимся в сегодняшний день - с тех пор никто не использовал эту формулу.

Как так вышло?

Индустрия не просто же лишает себя денег.

Должна быть какая-то причина.

На самом деле произошло несколько событий, которые способствовали тому, что Голливуд напрочь забыл об этом прибыльном жанре.

Во-первых, с 2000 года традиционные романтические комедии стали приносить меньше кассовых сборов. "Слишком крута для тебя", "Секс по дружбе", "Выйти замуж за 3 дня". Это был один промах за другим.

Что породило широко распространённую мысль о том, что романтические комедии просто больше не работают на рынке. Это неверное утверждение, потому что дело было не в том, что они не работали. Дело было в том, что фильмы были не так хороши.

Потом появился "Девичник в Вегасе", и всё изменилось. Это создало движение в Голливуде, где главными героями отныне стали женщины. И какой жанр может быть лучше для главной роли, чем жанр, который в первую очередь так хорошо работал с женщинами, - романтические комедии.

А ещё и с появлением теста Бекдель все оставшиеся авторы-мужчины, которые были заинтересованы в написании романтических комедий, поняли, что они здесь больше не нужны, и перешли к другим жанрам.

Добавьте к этому появление стримингов, которые, казалось, лучше подходили к жанрам комедии и романтики, и это практически вытеснило романтические комедии с большого экрана, что убило восприятие жанра. Теперь они воспринимались как фильмы "более низкого уровня".

Тем временем женщины-сценаристки в основном писали ромкомы об исполнении желаний, и даже не пытались угодить мужчинам. Это привело к тому, что жанр, который уже изо всех сил пытался привлечь мужчин, полностью закрыл перед ними дверь.

Другим фактором является то, что индустрия продолжает говорить сценаристам, подсознательно или нет, - не пишите эти фильмы. Если бы вы прямо сейчас предложили среднестатистическому руководителю студии ромком с мужским уклоном, они бы посмотрели на вас косо.

"Кто хочет сыграть главную мужскую роль в романтической комедии?" “Вы хотите, чтобы женский персонаж играл вспомогательную роль?” “Вы хотите, чтобы она влюбилась в этого мужчину? Вместо того, чтобы прожить свою лучшую жизнь и не зависеть от мужчины?” “С ума сошли?”

Вот тут-то индустрия и ошибается. Люди смотрят то, что хотят видеть, а не то, что Голливуд хочет, чтобы они смотрели.

Уверяю вас, романтическая комедия, ориентированная на мужчин, - это золотая жила. Это было доказано неоднократно. И это нужно сделать, потому что очень немногие люди знают, как их писать. Почему бы вам не стать таким человеком?

Так вот, я не говорю, что нужно писать подобный фильм, если вы не любитель комедий или ромкомов. Я твердо верю, что вы должны любить жанр, в котором пишете, чтобы сделать что-то заметное. Но если это ваш жанр, не пугайтесь его написания.

Ваш сценарий будет ощущаться как глоток свежего воздуха, когда люди его прочтут, поскольку сейчас всех учат писать только эти ромкомы, где женщины главные. Это идеальное время, чтобы выделиться.

Я делюсь этим с вами, потому что индустрия в наши дни может быть действительно странной, и забыть о том, какие фильмы люди на самом деле хотят посмотреть.

"Топ Ган: Мэверик" доказал это в полной мере. Я думаю, что человек, который напишет следующего "Джерри Магуайера", тоже добьётся успеха.

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.