Все ли жены декабристов поехали за мужьями в ссылку?
Как жилось женам декабристов в Сибири?
В Советском Союзе было принято считать жен декабристов женщинами высокой морали, добровольно пошедшими на страшные лишения, чтобы разделить участь своих благородных мужей, попытавшихся дать народу свободу. Правда невольно возникал вопрос, а такие ли страшные были условия жизни этих декабристок, если в той же Сибири в схожих условиях проживало множество людей, никаких преступлений не совершивших. Но этот вопрос риторический.
Какое число женщин последовало в Сибирь за мужьями и женихами
Перед специально созданным Верховным уголовным судом по делу декабристов предстал 121 человек. Из них, после смягчения приговора царем, 5 повесили, остальным достались в зависимости от степени вины разжалование в солдаты, ссылка или каторга.
Всего к различным срокам ссылки и каторги после первого смягчения приговора были приговорены (часть из них к бессрочной каторге) 102 бунтовщика, 13 оказались отправлены в солдатчину, а еще 1 не осужден, но отправлен под надзор в Березов.
На момент осуждения 23 из отправленных в Сибирь декабриста состояли в браке. В Сибирь вслед за мужьями поехало 10 из них, а француженки Жаннетта Полина Гебль и Камилла Леп Дантю были невестами осужденных. Причем первая отправилась за Иваном Анненковым в качестве его невесты, уже родив к тому моменту от молодого человека дочь (она сожительствовала с бывшим поручиком то ли с лета, то ли с осени 1825 года). Еще в Сибирь направились 7 представительниц прекрасного пола из числа матерей и сестер осужденных.
Вслед за оглашением приговора специальным повелением царя Николая I женам осужденных позволялось расторгнуть узы брака в одностороннем порядке. 3 из них развелись, остальные предпочли сохранить верность супругам. Важным был момент, что по российским законам жена автоматически переводилась в сословие своего мужа, однако для жен декабристов повелением царя сохранялись права дворянства и собственности.
Однако те из женщин, которые решили проследовать в Сибирь за своими мужьями не имели возможности воспользоваться выданным императором послаблением. Они теряли право собственности и дворянства, причем детей в Сибирь с собой брать запрещалось категорически, независимо от их возраста. Ну а прижитые от арестантов в Сибири дети автоматически попадали в разряд казенных крестьян.
Условия жизни были у декабристок в Сибири
Поездка жить к ссыльно-каторжному мужу в Сибирь означала практически полный отрыв от привычной светской жизни, семьи и привычной для дам роскоши. Конечно, большинство женщин того времени была привычна к тяжкому труду, но изнеженные нередко барышни не были способны обслужить даже себя. Особенно тяжело оказалось тем из них, которые отправились в Сибирь первыми.
В 1827 году в Благодатский рудник прибыли Мария Волконская и Екатерина Трубецкая. Жить им пришлось вместе в крестьянском доме, причем их помещение оказалось настолько тесным, что во время сна приходилось поджимать ноги. Готовить себе и мужьям приходилось летом в очаге, зимой в печи.
Также они латали каторжникам одежду и отправляли большое количество писем мужей и заказывали всевозможные журналы. А еще великосветские дамы помогали другим каторжникам деньгами и одеждой. Однако последний факт свидетельствует о том, что сами благородные барышни не бедствовали. Правда им приходилось каждый месяц отчитываться о расходах.
Привычный обычным женщинам империи образ жизни с самостоятельными походами за водой и рубкой дров для избалованных барышень был ужасным. С приготовлением пищи дворянки худо-бедно справлялись и даже научились собирать овощи, но ощипать, а тем более обезглавить курицу, дело для них оказалось невозможным.
Положение с повседневным трудом значительно облегчилось после прибытия Полины Гебль, которая выросла в простой французской семье, привыкла трудиться с детства и многому смогла научить своих подруг по несчастью. Исследователи жизни декабристок отмечают, что им приходилось брать уроки домоводства у собственных крепостных, что свидетельствует о наличии подобных людей у титулованных барышень.
Хотя изначально, последовавшим за мужьями женщинам предстояло жить на положении жен каторжников и ссыльнопоселенцев, то есть с сильно ущемленными правами даже по сравнению с мещанками. С лета 1827 года у декабристок появилась возможность быть рядом с мужьями, хотя семейных камер в остроге не было, но день можно было проводить вместе.
В 1830 году декабристов перевели в Петровский острог, где для их жен выстроили довольно приемлемые дома, причем улица получила название Дамской. Вскоре в этих домах позволили жить и супругам приехавших в Сибирь женщин. Потихоньку налаживались быт и семейная жизнь, родственники неплохо снабжали декабристок. Фактически образовался в сибирских рудах небольшой светский уголок.
Можно констатировать, что уехавшие за мужьями женщины реально добровольно подвергли себя лишениям – кто-то во имя любви, некоторые из чувства долга. Вот только лишения, которым подверглись эти дамы, для многих жительниц тогдашней Российской империи показались бы райской жизнью.
А вы, милые дамы, поехали бы в Сибирь за своими мужьями, совершившими тяжкое государственное преступление?
Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ канале.