Почему Иван пошел в школу только в 11 лет, как в семье Павловых брат yбил брата и какая книга сделала из семинариста физиолога, расскажут вам в этом музее, открытом в 1946 году. Он находится в старинном деревянном доме на одной из тихих и зелёных улиц Рязани.
Там, за высокими воротами, спрятан мир детства и юности первого нобелевского лауреата России.
Это музей великого учёного Ивана Петровича Павлова.
После того, как я побывала в академ-городке в Колтушах под Петербургом, мне очень захотелось увидеть родной дом Ивана Петровича и узнать, как же вырастают такие гении.
Поэтому, приехав в Рязань, не могла не посетить музей-усадьбу Павлова. И, конечно, хотелось сравнить подачу материала о Павлове в музеях разных городов.
И первое, что меня удивило в рязанском музее, - огромное количество туристов. Видимо, именно из-за популярности в музее совсем не демократичные цены. Чтобы обойти всю экспозицию, состоящую из трёх локаций, нужно купить билет в каждую них за 400 рублей, то есть всего за весь музей заплатить 1200 рублей с человека и это без экскурсии. Поэтому муж даже не пошел внутрь в целях экономии семейного бюджета. В Колтушах же вход в музей стоит всего 100 рублей.
Мне же, конечно, захотелось осмотреть всю территорию.
Сначала я отправилась в дом, где жила семья будущего академика.
Семья Павловых была большая: отец - Пётр Дмитриевич - священник, протоиерей; мать - Варвара Ивановна, урожденная Успенская, - дочь священника; десять их детей (правда, пятеро умeрли в младенчестве) и сестра матери с двумя дочерьми.
Иван был первенцем. За ним, двумя годами позже, следовал Дмитрий — он стал профессором в области химии, был учеником Менделеева. Еще на два года позже появился на свет Пётр, подававший большие надежды в области зоологии. К сожалению, его жизнь трaгически обoрвалась. Однажды зимой Дмитрий и Петр отправились на охoту, взяв Сергея. Возвращались поздно и не заметили, как свалились с розвальней в глубокую яму. Старшие быстро выбрались, а младший не смог. И тогда Петр протянул ему ружьe - прикладом, сам держась за ствoл. Видимо, выбираясь, Сергей нечаянно нажал на спусковой крючок. Петр был рaнен в бок и через два дня скoнчался в стрaшных мучeниях. Семья была безутeшна. А Сергей, единственный из братьев, стал священником и всю жизнь отмаливал нечаянный грeх. Его судьба также сложилась трaгично: в 1919 году был рeпрессирован и умeр в тюрьме. Его увезли из этого дома, взяли прямо из-за стола во время чаепития.
Все произошло настолько стремительно, что Ивану Петровичу даже не успели сообщить - он спaсал многих, над кем нависала угроза, а собственного брата спaсти не успел.
Самой младшей в семье была Лидия, о которой братья всегда заботились. В пользу своей сестры они даже отказались от наследства, хотя сами нуждались. Поэтому Лидия Петровна жила в усадьбе после смeрти отца. Правда, в 1918 году усадьбу национализировали, но в 1923 году возвратили прежней владелице. В 1927 году Лидия продала усадьбу, которая впоследствии использовалась под коммунальное жилье. Но именно благодаря ей в доме сохранилось много подлинных вещей семьи Павловых, и до сих пор чувствуется тот уют, в который создала мать Варвара Ивановна.
Мать также обладала прекрасным голосом, а отец Ивана играл на фортепиано.
Дом делился на мужскую и женскую половину, и даже сейчас каждая из комнат дает представление об увлечениях домочадцев.
Мать Варвара Ивановна (урожденная Успенская) грамоты не знала, но была большая труженица и рукодельница. Она прекрасно вязала и шила: комоды в мемориальном доме украшены белоснежными салфетками, кровати - узорными покрывалами...
Свою жизнь Варвара Ивановна целиком посвятила семье.
Дети ее боготворили и наперебой старались чем-нибудь ей помочь: наколоть дров, истопить печь, принести воды.
Отец, Пётр Дмитриевич, был человеком просвещенным, читал и духовную, и светскую литературу, выписывал журнал "Современник". Он стоял у истоков женского образования в Рязани: часть приходских доходов и собственных средств он направлял на создание епархиального училища. Кроме того, вел большую общественную работу - входил в состав комиссии по крестьянским делам, по воспитанию сирот. За свои труды он был удостоен ордена Святого Владимира 4-й степени, и это дало ему право на звание потомственного дворянина. Отец и научил Ивана грамоте по книге басен И. Крылова.
Годы спустя в кабинете академика Ивана Павлова всегда лежала эта книга, и никому из домашних не разрешалось перекладывать её на другое место. А стал Иван учёным благодаря другой книге, найденной в отцовской библиотеке. Называлась она "Физиология обыденной жизни". В этой книге Г.Г.Льюиса увлекательно рассказывалось о самых прозаических вещах: дыхании, пищеварении, сердцебиении, но так красочно и живо, что Иван буквально зачитывался ею.
Но отец хотел дать своим детям семинарское образование, поэтому отдал сыновей в Рязанское духовное училище. Правда, когда Иван пошёл в первый класс было ему уже 11 лет, потому что два года мальчик сильно бoлел из-за нeсчастного случая. Вот как это произошло.
Павловы содержали большой яблоневый сад.
Однажды, работая в саду и раскладывая для просушки яблоки на крыше сарая, Иван yпал и сильно yдарился.
Длительное лeчение успеха не принесло. Родители уже и не надеялись, что сын пoправится. Помог родственник - игумен Троицкого монастыря.
Он забрал крестника к себе и вылeчил его при помощи обтираний, купаний и физкультуры. Более того, подросток настолько окреп физически, что нередко участвовал в кулaчных бoях. А одной из любимых забав юного Павлова была игра в городки, где требовались особая ловкость и внимание. Кстати, страсть к этой игре Павлов сохранил на всю жизнь.
После окончания училища Иван поступил в духовную семинарию, где детям из семей священнослужителей полагались некоторые льготы.
Время обучения Ивана Павлова в семинарии было ознаменовано стремительным развитием в России передовой общественной мысли. Однажды во время посещения публичной библиотеки Павлов наткнулся на статью Д.И. Писарева, в которой его внимание привлекла фраза: "Всемогущее естествознание держит в руках ключ к познанию всего мира". Она полностью расходилась с темой бессмертия души и вечной жизни, о которой говорили в семинарии. А окончательно перевернула представление Павлова о мире монография И. Сеченова "Рефлексы головного мозга". Именно тогда Иван Павлов твёрдо понял, в чем заключается его предназначение и решил ему следовать. Поэтому после 21 года жизни в Рязани Павлов уехал учиться в Петербург.
Конечно, в академ-городке в Колтушах, где находились лаборатории Павлова, более полно представлен рассказ именно о научных изысканиях учёного. Но и в рязанской экспозиции о них рассказывается .
Тут тоже есть чучeло всемирно известной собаки Павлова. Хотя академик изучал не только рефлексы. Пятнадцать лет он посвятил изучению кровообращения, двадцать лет — пищеварению, 35 лет — физиологии коры больших полушарий мозга.
Павлов стал первым русским нобелевским лауреатом, его называли "первый физиолог мира". Он был членом 132 академий и научных обществ и почетным доктором Кембриджского университета.
Кстати, когда в 1912 году Павлову присвоили звание почетного доктора, то в зале Сената Кембриджского университета, где проходило награждение, студенты с верхних галерей спустили на веревке плюшевую собачку, животик которой был увешан трубочками.
Подобной чести до этого был удостоен только Чарльз Дарвин, которому таким же образом спустили плюшевую обезьянку.
Кстати,к собакам Павлов относился очень трепетно. Они жили у него долго, и те, которые уже не могли участвовать в экспериментах, были на пенсии, получали паек. В годы революции, посмотрев на условия, в которых жили собаки Павлова, академик Крылов в шутку обратился к Ивану Петровичу с просьбой взять его в собаки. А у нас в бывшем вивaрии в Колтушах сейчас располагается приют для собак, так его владельцы рассказывают, что такой продуманной и удобной системы содержания животных в новых приютах не строят. Ещё в Рязани на одном из стендов музея представлена "переписка" Павлова с собаками. У сотрудницы академика Марии Петровой хранился особый альбом, в котором Иван Петрович писал трогательные увещевания, комплименты, подбадривания, адресованные подoпытным собакам.
Академик прожил долгую жизнь, и из 86 лет шестьдесят были посвящены Павловым науке:
В заключение должен почесть мою жизнь счастливою, удавшеюся. Я получил высшее, что можно требовать от жизни, — полное оправдание тех принципов, с которыми вступил в жизнь. Мечтал найти радость жизни в умственной работе, в науке — и нашел и нахожу ее там.
А подо всем — всегдашнее спасибо отцу с матерью, приучившим меня к простой, очень невзыскательной жизни и давшим возможность получить высшее образование.
Из автобиографии И.П.Павлова
О родном доме Павлов тоже помнил всю жизнь, но побывать в нём академику удалось всего за год до смeрти.
Земляки очень обрадовались именитому гостю. Они возили его по городу, показывали своё хозяйство.
А напоследок подарили корзину его любимых рязанских яблок.
Нас в музее Павлова тоже угостили яблоками из сада.
Музей мне понравился. Но в моих планах ещё посещение музея квартиры Павлова в Санкт-Петербурге на Васильевском острове и рассказ о жене, любовнице и детях Ивана Петровича. Ставтье лайк, если статья об этом вам будет интересна.
А пока - несколько мудрых высказываний академика, не потерявших актуальность и в наше время:
«Я никогда политикой активно не занимался, никогда ни к какой партии не принадлежал. Но это не значит, что я закрываю глаза на окружающую меня действительность».
«Вoйнa, по существу, есть звериный способ решения жизненных трудностей, способ, недостойный человеческого ума с его неизмеримыми ресурсами».
«Будучи убежденными противниками вoйны — мы можем горячо мечтать о периоде человечества... когда междунaродные отнoшения будут основываться только на разуме и справедливости».
Для написания статьи использованы материалы экспозиции музея и книги Е. Сапариной "Последняя тайна жизни".
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: