Восстаньте, сыны Борогравии, на защиту Родины-Матери! (В очередной раз.) Злобные и вероломные соседи, только и мечтающие, как захватить Борогравию, снова у ее границ! Они просто обязаны быть злобными и вероломными — ибо мы — миролюбивый и честный народ, не так ли? Так что в том, что мы непрерывно воюем, просто обязана быть ИХ вина, не так ли? Но вот проблемка. Маленькая, но все же. Сыны у Борогравии вроде как, ну, того. Кончились. У тех, что остались, в общем, рук нет. Или ног. Или еще каких-нибудь важных для защиты Родины вещей. Тут не то, что воевать, тут и на полях-то не поработаешь. Так что картошка тоже заканчивается.
События данной истории происходят где-то после событий "Пятого Элефанта" (Цикл "Стража"), но как это бывает с книгами сэра Пратчетта вам не обязательно изучать то что было до этого, просто отложите это у себя в голове если когда-то захотите изучить предысторию мировых событий.
История начинается и заканчивается в небольшой стране Барогравия, где постоянно идут войны. Некая девушка Полли, как это бывает в старых советских фильмах о войне, отрезает себе волосы, надевает штаны и идёт в армию.
Будь это такой фильм она бы нашла какого-то офицера с которым у нее возникла бы особая дружба и они бы стали парой если бы не преграда из их пола, но в конце раскрылась бы правда и ну вы наверное уже поняли. ..Это не такой фильм, это книга и писал её гораздо менее склонный к романтике на каждом углу человек.
— Простите, я недопоняла, — перебила Холтер. — У вас свидание со стражником?
— Да. Я отзову его туда, где потемнее, заберу то, что нужно, и сломаю ему шею, — сказал Блуз.
— Не многовато ли для первого свидания?
Её писал человек склонный к хорошему юмору, с солидным жизненным опытом и как никто умеющий описывать людей так, что они живут в буквах и страницах.
И они правда живут. Особенность этой истории наверное в том, что тут сюжет не играет такой Великой роли. Конечно приключение наших героев важно и имеет начало и конец как и положено хорошему приключению, но всё же это история о людях, о жизни, женщинах, войне и сержантах. А не о каком-то там приключении.
Это была старая, очень старая борогравская песня, с таким количеством "з" и "ж", которое не под силу жителям долин. Она называлась "Плогвиеже!", что значило "Солнце встало, пора воевать!". Лишь народ с особой историей способен выразить все это одним словом.
К сожалению эта история не цикл и я боюсь говорить вам о персонажах больше чем пространные рассуждения о том, что у каждого есть своя история, характер и черты. Я даже запомнил кто есть кто, на все упомянутые имена, а такое бывает не часто.
Я не хочу случайно вам что-то выдать, ведь в данной ситуации вся информация является важной и нужной и спойлером если уж на то пошло. Если вы хотите узнать о местных героях, читайте...
— Уолти, послушай, ты ведешь себя слишком… — в родном языке Полли не было слова «эксцентрично», но если бы она его знала, то охотно включила бы в свой лексикон, — …слишком странно. Ты пугаешь людей. Нельзя вот так заявлять, что бог умер.
— Значит… он ушел. Наверное, просто… иссяк, — нахмурившись, сказала Уолти. — Он больше не с нами.
— Но Мерзости остались. Уолти попыталась сосредоточиться. — Нет. Они не настоящие. Они… как эхо в древней пещере. Мертвые голоса, которые отскакивают от стен. Слова меняются, получается чепуха. Как флаги, которыми когда-то подавали сигналы, а потом оставили болтаться на ветру… — Взгляд Уолти затуманился, голос зазвучал взросло и уверенно. — Мерзости исходят не от бога. Его больше нет.
— Так откуда же они берутся?
— Из вашего страха. Из той части души, которая ненавидит все непривычное и не желает меняться. Из вашей мелочности, глупости, тупого упрямства. Вы боитесь завтрашнего дня — и сделали страх своим богом. Герцогиня это знает.
А на этом мне пожалуй больше нечего сказать. Это всё ещё плоский мир:
- Тут есть Ваймс, который делает то,что умеет делать лучше всего - злит высокопоставленных людей и ведёт расследование (пусть в данном случае мы скорее следим за теми кого расследуют).
- Тут есть целый небольшой отряд потрясающих персонажей каждый из которых чём-то да выделяется.
- Тут есть юмор присущий Пратчетту
- Тут поднимается важная социальная тема, и даже не одна.
Это более мрачная история чем многие из тех что я читал у Пратчетта, но тут дело скорее в том, что война вообще штука не весёлая. Но даже так тут всё ещё есть юмор и то что я не могу назвать потому что сам не понимаю что это, но оно делает книгу Пратчеттовской.
Я очень вам советую ее прочитать.