Найти тему
Проспект Славы

«Яко Ангелом Своим заповесть…»

В одной из Петербургских газет 1908 года была размещена небольшая заметка под заголовком- «Освящение памятника на могиле жертв воздухоплавания». В ней говорилось о том, что в годовщину гибели в Финском заливе воздухоплавателей: поручиков М.В. Кологривова, Л.Г. Сафонова и подпоручиков Ф.Ф. Лихутина и Б.И. Михайлова, на их братской могиле был освящен памятник, сооруженный их товарищами офицерами из Воздухоплавательного парка.

Памятник офицерам погибшим при полете на воздушном шаре. Волковское кл-е
Памятник офицерам погибшим при полете на воздушном шаре. Волковское кл-е

«… В час дня на братскую могилу, вблизи проезжей дороги на Волковском кладбище прибыли: начальник воздухоплавательной части ген.-м. Кованько, офицеры парка, команда нижних чинов и масса публики. Из родственников покойных были два брата Лихутиных, а у могилы Сафонова была в глубоком трауре его невеста.

Панихиду, а затем освящение памятника, совершал настоятель церкви Ильи Пророка воздухоплавательного парка протоиерей Александр Цветаев, который сказал прекрасные слова, посвященные геройской смерти молодых воинов».

Далее в заметке указывалось, что памятник представляет собой каменную крытую бетоном стену, в которую сверху вделан красивый массивный крест, а на передней стенке помещен бронзовый барельеф изображающим гибель офицеров на аэростате. Барельеф исполнен парижским художником Ла- Трюф.

Заинтересовавшись, я проследил хронику этой воздушной трагедией произошедшей в 1907 году.

Немного о самом Воздухоплавательном парке.

В декабре 1884 года в России при Главном Инженерном Управлении под председательством заведующего Гальванической частью генерал-майора М. М. Борескова была создана «Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям». Секретарем-делопроизводителем её был назначен поручик А. М. Кованько, ранее окончивший Николаевское инженерное училище

В начале 1885 г. была сформирована кадровая команда военных аэронавтов под началом поручика А. М. Кованько.

А.М. Кованько с группой офицеров и гражданских у входа в ангар Учебного воздухоплавательного парка.
А.М. Кованько с группой офицеров и гражданских у входа в ангар Учебного воздухоплавательного парка.

Военно-воздухоплавательную команду разместили к югу от Волковой Деревни, на Волковом поле, в старых казармах испытательного артиллерийского полигона неподалёку от Царскосельской железной дороги. Сейчас территория ограничена Витебским проспектом и Парковой улицей.

Вид местности, где был размещен Воздухоплавательный парк. Снимок сделан с воздушного шара.
Вид местности, где был размещен Воздухоплавательный парк. Снимок сделан с воздушного шара.

Летом 1885 г. на Волковом поле были проведены учебные подъемы на военном аэростате «Сокол» В октябре того же года аэростат «Сокол» совершил перелет из столицы в г. Новгород. Это стало началом свободных полетов в России.

Александр Матвеевич Кованько 18 мая 1886 г. осуществил первую опытную воздушную съемку осуществил над С.-Петербургом. Этим было положено начало развитию воздушного фотографирования в нашей стране.

А.М. Кованько с группой офицеров в корзине шара на фоне Ильинской церкви
А.М. Кованько с группой офицеров в корзине шара на фоне Ильинской церкви

В 1890 г. на базе команды был создан Учебный воздухоплавательный парк (УВП) для для подготовки аэронавтов-офицеров воздухоплавательных частей, испытаний «воздухоплавательных снарядов» (шаров, аэростатов, дирижаблей) и изготовления снаряжения для воздухоплавательных частей. На его территории располагались шаровая и сетевая мастерские,

учебная голубиная станция, метеорологическая станция, механические мастерские, различные лаборатории, в том числе лаборатория, оборудованная аэродинамической трубой. С 1885 по 1917 школу бессменно возглавлял легендарный аэронавт Александр Матвеевич Кованько, прошедший путь от поручика до генерал-майора. Одним из слушателей школы был Петр Нестеров, первым в мире выполнивший «мертвую петлю».

В 1900 году Воздухоплавательный парк принимал участие в парижской выставке.

В 1904г. в составе УВП открыта Военная воздухоплавательная школа.

В 1908 г. был построен и 28 августа испытан первый российский дирижабль «Учебный». Он стал первым шагом русских воздухоплавателей на пути дирижаблестроения.

В 1910 г. Учебный воздухоплавательный парк был переформирован в Офицерскую воздухоплавательную школу с авиационным и воздухоплавательным отделениями.

Теперь о воздушной трагедии 1907 года.

Первая коротенькая заметка «Аэростат», в Новой Петербургской газете-

«Вчера 6 июля, в 11.30 утра над Кронштадтом пролетел воздушный шар под флагом воздухоплавательного парка и скрылся в направлении ЗЮЗ».

И вот 10-го июля в Петербургском листке, появилась заметка-«Катастрофа с воздушным шаром».

«В пятницу, 6 июля, около 11 часов утра поднялся со двора воздухоплавательного парка воздушный шар. В корзине шара находились четыре офицера: поручики Сафонов и Кологривов, подпоручики Лохутин и Михайлов.

-5

Кологривов был руководителем экспедиции. Он совершал воздушный полет уже в 3-й раз. бывалый военный, принимавший участие в боях, в Манчжурии во время русско-японской войны. Остальные участники, были не опытными еще только обучающимися воздухоплавателями.

Шар был прекрасно оснащен и настолько прочен, что мог выдержать довольно продолжительное путешествие.

Шар быстро поднялся вверх и пошел по направлению к Финляндии. И действительно около7 вечера того же дня в восточных гельсингфорских шхерах, с Реншерской лоцманской станции был замечен воздушный шар, гондола которого волочилась по воде. Тут сразу сообразили, что случилось какое- то несчастье. Людей на шаре не было видно. Шар увидел одним из первых моряк Хельберг, который прибыл с Реншерской станции в Гельсингфорс на проходившем пароходе и поднял тревогу.

Тот час были отправлены два парохода на поиски людей. Близь Реншера шара уже не было… Все поиски были напрасны.

Поиски пропавших аэронавтов
Поиски пропавших аэронавтов

Только через два дня 8-го июля эскадра контрл-адмирала Эссена находящаяся близь Порккалы, заметила плавающий в море воздушный шар, который и был доставлен в Свиаборг. По осмотру шар оказался тем самым, что был спущен воздухоплавательным парком. О судьбе четырех офицеров ничего не известно…».

В Петербурге только и было разговоров, что о пропавших воздухоплавателях.

10 июля. Беседа с командиром парка А.М. Кованько. Командир воздухоплавательного парка А.М. Кованько сильно опечален произошедшим несчастьем и видимо мало надеется на их спасение.

… Уже два дня, как я не получаю ни каких депеш и не знаю о судьбе экспедиции. Могу только сказать, что поиски потерпевших аварию офицеров, ведутся крайне энергично… Единственно, что можно предположить по логике, что шар лишился воздухоплавателей на пути от Гогланда…»

11 июля. Поиски пропавших воздухоплавателей. Продолжаются поиски 4-х офицеров воздухоплавательного парка, предпринявшим полет на аэростате « Учебный воздухоплавательный парк», найденным в море 8 июля минным крейсером «Сибирский стрелок», но без экипажа. …в той части Финского залива курсируют корабли эскадры контрл-адмирала Эссена, суда Свеабргской крепости и суда финляндского морского ведомства. Розыски пока не увенчались успехом.

12 июля. «Надежды на спасение аэронавтов- нет». Несчастный случай с офицерами воздухоплавательного парка все еще заставляет говорить о себе. Розыски продолжаются, но увы надежды на спасение их, следует признать- увы почти не осталось… Свеаборгский комендант шлет такие вести.

Шар, пролетел лоцманскую станцию Пелинге и упал в воду, вместе с людьми. Затем вторично поднялся в небо и упал в воду в направлении маяка Эренсрунд. Но корзина уже была разбита и людей в ней не было. Не подлежит сомнению, что сколь отважные, столько и не осторожные воздухоплаватели, погибли… воздухоплавательные эксперименты легко могут закончится катастрофой. Как пишет известный метеоролог господин С. Грибоедов, необычная аномалия воздушного строения … была основной причиной катастрофы с шаром… при этом могли остаться не состоятельными все принципы изменения ветра на разных высотах, которыми пользуются опытные воздухоплаватели. Несчастные офицеры не могли не знать этого. Почему же они не учли этой аномалии???... Наука, наукой, но и человеческая жизнь стоит больше, чем нелепое русское-авось».

14 июля. В течении 11 июля об участи воздухоплавателей-офицеров, не получено ни каких известий. Командированные на поиски погибших воздухоплавателей начальником главного инженерного управления подполковник В.А. Семковский и адъютант парка В.В. Голубев, до сих пор не возвращались из Гельсингфорса. Вчера распространился слух, что к берегам Финляндии прибило бутылку с документами и письмом погибших аэронавтов…».

16 июля. Катастрофа произошедшая на воздушном шаре «СПб воздухоплавательный парк», начинает раскрываться.

Теперь уже нет сомнения, что 4-е отважных офицера… погибли. Получено известие о находке трупа одного из них: смотритель Гогландского маяка г. Григорьев 14 июля телеграфировал в главный морской штаб: « В пять часов вечера в западной стороне острова Гогланд… найден труп офицера воздухоплавательного парка, выброшенный на камни… Чей труп пока не выяснен. Труп отправлен в часовню на местном кладбище. Гогланд скалистый остров между Кронштадтом и Ревелем, ближе к южному берегу залива. Место нахождения трупа подтверждает предположение, что катастрофа разыгралась именно тут и именно здесь необходимо искать тела остальных воздухоплавателей. Но странным остается обстоятельство того, что с Кронштадского морского телеграфа наблюдающего за движением судов в этом районе, заметили при полете шара над Кронштадтом только 2-их человек. Куда девались остальные 2 воздухоплавателя? Как объяснить это недоразумение. Ошибкой наблюдавших?»

маяк острова Гогланд
маяк острова Гогланд

17 июля. «… Для опознания трупа на о. Гогланд, из Петербурга выехали офицеры воздухоплавательного парка. Офицерами опознан Ф.Ф. Лихутин. Он был найден в воде без верхнего платья и без сапог, что указывало на то, что он сам выбросился за борт.

15 июля миноносец «Рьяный» доставил Лихутина в Кронштадт. Останки офицера перевезли в Семеноско-Александровский военный госпиталь. Повреждений на теле почти не заметно. В госпитале по покойному совершена панихида. Отпевание Лихутина в Ильинской церкви воздухоплавательного парка состоится 17 июля, после чего будет погребение».

некролог Ф.Ф. Лихутина в газете "Новое Время"
некролог Ф.Ф. Лихутина в газете "Новое Время"

18 июля. Похороны жертвы аэронавтики. Вчера состоялось погребение подпоручика Федора Федоровича Лихутина на Волковском православном кладбище. Как выяснилось, Лихутин умер от разрыва сердца, а не утонул.

похороны Ф.Ф. Лихутина на Волковом кл-е
похороны Ф.Ф. Лихутина на Волковом кл-е

Во дворе Семеновского-Александровского военного госпиталя собрались офицеры сослуживцы покойного. Против часовни построилась рота воздухоплавательного парка. Три брата покойного находились среди офицерства. По Загородному проспекту и Звенигородской улице процессия шла к Обводному каналу и далее по Лиговской улице к Воздухоплавательному парку. В отпевании присутствовали генерал-инспектор инженерных войск ген-лейт. Вернандер, ген.-лейт. Л.М. Иванов, начальник воздухоплавательной части А.М. Кованько и все офицеры парка, во главе с командиром подполковником В.А. Семковским. По совершению отпевания процессия направилась к Волковскому кладбищу. В знак постигшего парк траура в Ильин день –праздник аэронавтов ограничится, только церковным торжеством…» «Деньги удержанные с офицеров на устройство праздника, пожертвованы в пользу семей погибших товарищей».

церковь Св. Илии пророка на территории  Воздухоплавательного парка
церковь Св. Илии пророка на территории Воздухоплавательного парка

19 июля. Вчера 18-го июля … , начальником воздухоплавательной части А.М. Кованько получена телеграмма о том, что на берегу Балтийского моря около имения Кольке извлечен из воды труп руководителя полета М.Г. Кологривова. Тело офицера воздухоплавателя сильно разбито… После окончания всех формальностей тело будет доставлено в Петербург… Тело погибшего воина будет встречено с соответствующими почестями».

Смерть Кологривова наступила, так же как и у Лихутина, от разрыва сердца.

-11

20 июля в день пророка Ильи, обычного праздника в учебном воздухоплавательном парке не будет. Был отслужен молебен на котором присутствовали ген.-лейт. Л.М. Иванов, начальник воздухоплавательной части А.М. Кованько и все офицеры парка.

23 июля. По полученным сведениям на остров Нарген, близь Ревеля, вброшен труп третьего участника злополучного полета 6 июля - поручика Кронштадской крепостной минной роты Л.Г. Сафонова... осталось только не розыскан труп только одного из воздухоплавателей- подпоручика Брест- Литовской крепостной артиллерии Б.И. Михайлова.

В этот же день 23 июля, состоялись похороны погибшего при полете воздушного шара поручика учебного воздухоплавательного парка Михаила Георгиевича Кологривова. В 9 часов состоялся вынос тела из часовни Семновско- Александровского госпиталя. По прибытию в парк, гроб был вынесен на руках и установлен в Ильинкой церкви. Отпевание проводил священник А.А. Цветаев. Хор музыки 9-го Онежского полка играл "Коль славен". На заупокойной обедне присутствовали, ген.-м. А.И. Гекель, ген.-лейт. Л.М. Иванов, командир парка ген.-м. А.М. Кованько...

Кологривов похоронен рядом с товарищем по несчастью Ф.Ф. Лахутиным на Паутовских мостках Волкова православного кладбища.

24 июля у гроба погибшего во время полета 6 июля поручика Кронштадтской крепостной минной роты Л.Г. Сафонова были отслужены две панихиды. На обеих панихидах, присутствовал командир учебного воздухоплавательного парка А.М. Кованько, все офицеры воздухоплавательного парка и офицеры Кронштадтской крепостной минной роты и инженерного управления.

некролог Л.Г. Сафонова
некролог Л.Г. Сафонова

Согласно желанию товарищей погибшего, тело Льва Георгиевича Сафонова, будет погребено не в Кронштадте, а в братской могиле на Волковом кладбище.

25 июня состоялись похороны третей жертвы злополучного полета поручика Кронштадтской крепостной минной роты Л.Г. Сафонова. На отпевании присутствовали: отец (командир 4-го понтонного батальона), мать и брат покойного, зав. инж. частью ген.-л. Л.М. Иванов, ген.-м. А.И. Гекель, бывший командир Кронштадтской крепостной минной роты отст. ген.-м. Фортунатов, нынешний командир полк. Лукин, командир учебного воздухоплавательного парка А.М. Кованько, все офицеры воздухоплавательного парка и офицеры Кронштадтской крепостной минной роты. Так же прибыла депутация 2- го кадетского корпуса, где обучался покойный (прибыл подполк. Стуринг). Могила Сафонова находится рядом с могилами Лахутина и Кологривова на Паутовских мостках Волкова кл.-а. На могиле воздухоплавателей предполагается воздвигнуть один общий памятник.

Так описывались трагические события в журнале «Нива».

6 июля произошла близь Свеаборга, в Финском заливе, потрясающая катастрофа унесшая в могилу четырех офицеров-аэронавтов, прикомандированных к с.-петербургскому воздухоплавательному парку.

Злополучный аэростат носивший название «Учебный воздухоплавательный парк», был наполнен газом на газовом заводе «Общества столичного освещения» на Обводном канале в Петербурге и поднялся в небо в 11.30 дня. Первоначальное движение шара было несколько правее Гельсингфорса, но пролетев Галерную гавань, он резко изменил направление. Было известно, что близь Петергофа воздухоплаватели сбрасывали балласт, но это не помогло выправить курс. В атмосфере происходили некие вихревые потоки не поддававшиеся ни какому учету.

С этого момента ни кто не знал, что с ним сталось…

Из отправившихся в воздушный путь четверых офицеров, только Ф.Ф. Лихутин состоял на службе при воздухоплавательном парке, остальные были прикомандированы. Притом Л.Г. Сафонов и Б.И. Михайлов имели иную специальность. Сафонов был поручиком кронштадтской минной роты, а Михайлов был поручиком брест-литовской крепостной артиллерии. Все участники полета были молодые люди около 26 лет. В полетах участвовали не однократно.

-13

Два дня судьба аэронавтов была не известна. 8 июля было получено известие, что крейсер «Сибирский стрелок» нашел какой- то воздушный шар в 2 милях от Поркалаудда. Без людей и спасательных кругов. Была надежда, что аэронавты спаслись. Но надежды оказались напрасны.

14 июля было получено известие о находке первого тела на западной стороне острова Гогланд. В погибшем был опознан офицер Лихутин.

Затем близь Ревеля был найден труп Кологривова. Оба трупа были одеты в тужурки, рубахи и кальсоны и имели надетыми спасательные пояса. При вскрытии была обнаружена смерть от разрыва сердца. Наконец было обнаружено тело поручика Сафонова.

По предположению начальника учебного воздухоплавательного парка ген.-м А.М. Кованько катастрофа произошла следующим образом:

Потеряв надежду достичь берега, офицеры решили за неимением балласта сами сыграть его роль. Вероятно они бросили жребий. И тот кому он выпал надев жилет выбросился за борт в волны. За ним последовал другой и так далее. Офицеры боролись с волнами в одиночестве бушующего моря. От холодной воды и от усилий держатся на воде с ними случился разрыв сердца.

По другой версии, офицеры решились на отделение корзины от шара, что бы облегчить его и получить возможность долететь до суши, но решение было принято поздно. Было перерезано 6 строп из 8-и. Такое решение обычно принимают в самом крайнем случае и потому воздухоплаватели тянули до последнего. Шар, вероятно, сильно снизился над водой, корзину стало колотить о воду и аэронавты были выброшены из нее. К тому же на море разыгрался сильный шторм.

Так или иначе они погибли. Что пережили эти молодые полные сил и здоровья люди, когда кидали жребий и потом гибли в волнах».

Служебная жизнь шла своим чередом. Полеты, как извещала пресса, продолжались.

« Аэростат учебного воздухоплавательного парка из прорезиненной ткани (объем 1.437 куб м), поднялся 16 июля со двора газового завода (на Обводном канале), в направлении Ладожского озера. Пересек Неву близь Фарфорового завода. Аэростатом управляли: поручик Гебауэр, подпоручики Бенуа, Петров и Мондонэ. Аэростат успешно приземлился у дер. Углово. При полете шар достиг высоты 2050м».

Здание газгольдера газового завода на Обводном канале.
Здание газгольдера газового завода на Обводном канале.

« 2 августа со двора учебного воздухоплавательного парка (на Волковом поле) состоялся очередной свободный полет с учебной целью... На свободный полет отправились подпоручики Маслов, Панов, Данилевский и Чупаков. На подъеме аппарата присутствовали командир учебного воздухоплавательного парка А.М. Кованько, все офицеры воздухоплавательного парка».

-15

14 августа В 40-й день трагедии, была отслужена заупокойная обедня, а затем панихида по безвременно погибшим М.Г. Кологривове, Ф.Ф. Лихотине, Л.Г. Сафонове и Б.И. Михайлове. На обедне присутствовали все офицеры парка включая командира ген.-м. А.М. Кованько. В этот же день получено сообщение о том, что близь Фридрихсгама, было найдено тело Бориса Ильича Михайлова 4-го аэронавта.

некролог Б.И. Михайлова
некролог Б.И. Михайлова

Похороны Б.И. Михайлова состоялись 17-го августа. Его похоронили к его товарищам.

Вскоре полеты на воздушных шарах стали вытесняться новыми летательными аппаратами.

Страну ждали большие перемены, потрясения и большие жертвы.

Трагический случай с четырьмя аэронавтами забылся. И теперь, к сожалению, мемориал погибшим аэронавтам на Волковском кладбище уже не найти.

Но надеюсь, память о первых авиаторах будет сохранена. Говорят, что на церкви пр. Илии, что была на территории Воздухоплавательного парка, были установлены доски с именами погибших авиаторов. Вероятно имена этих четырех офицеров так же были на них.

В церкви Воздухоплавательного парка находилась икона Илии пророка, покровителя авиаторов с надписью – «Яко Ангелом Своим заповесть».

Верится, что души погибших аэронавтов Ангелы не оставили без внимания и они были записаны в «ангельский воздухоплавательный полк».

…Архангел нам скажет: «В раю будет туго!»

Но только ворота — щёлк,

Мы Бога попросим: «Впишите нас с другом

В какой-нибудь ангельский полк!» (В. Высоцкий)

Вечная память первым покорителям неба.

Источники:

Журнал «Огонек», №8, 1910г

«Новая Петербургская газета»,июль, август 1907г, июль 1908г.

« Петербургский листок», 1907г

«Новое время», 1907

«Нива», № 31,1907 год