Найти тему
Авиационное обозрение

Общее сравнение фронтовых истребителей МиГ-9 и Lockheed F-80 Shooting Star.

Здравствуйте. Проведем сегодня небольшой сравнительный анализ двух фронтовых истребителей середины сороковых годов. Это были одни из самых первых серийных представителей своего класса (истребители с турбореактивными двигателями), разработка которых преимущественно велась исходя из опыта эксплуатации поршневых предшественников. Первым самолет- это МиГ-9, созданный советским конструкторским коллективом А. И. Микояна/М. И. Гуревича, а второй- это американский истребитель Lockheed F-80 Shooting Star. Каждый из них создавался согласного выбранной концепции реорганизации Военно-воздушных сил, а также общего представления каждого государства о том, каким должен был стать самолет нового поколения. В целом же, несмотря на принадлежность к одному классу, нельзя сказать что судьба этих самолетов сложилась схожим образом. Если для Советского Союза, МиГ-9 стал не более чем машиной промежуточного этапа, то американцы задействовали свой истребитель, что называется "по максимуму". Было подготовлено несколько модификаций базового варианта, а также серийные узкоспециализированные спецификации. Это учебно-тренировочный самолет (Lockheed T-33 Shooting Star) и всепогодный истребитель-перехватчик (Lockheed F-94 Starfire).

Рисунок истребителя Lockheed F-80 Shooting Star. Источник: https://www.goodfon.ru/
Рисунок истребителя Lockheed F-80 Shooting Star. Источник: https://www.goodfon.ru/

Эксплуатация машин этого семейства продолжалась вплоть до середины семидесятых годов. Естественно уже не самими американцами, а другими странами, куда они были поставлены на экспорт. Часть машин переоборудовали в радиоуправляемые мишени. Представители данного семейства активно применялись в ходе некоторых локальных военных конфликтов (особенно в Корее). Стоит отметить, что истребитель часто использовали и в качестве летающих лабораторий для отработки тех или иных технических решений (к примеру для испытания экспериментальных силовых установок или отдельного специального оборудования для различных систем вооружения). Советский истребитель же, хоть и имел несколько модернизированных или специализированных вариантов, применялся преимущественно для переучивания летного состава на реактивную технику. К тому же, все подготовленные улучшенные модификации так и остались в разряде единичных экспериментальных машин (к примеру И-308ФР, он же МиГ-9М). В отличии от американца, советский самолет в боевых действиях участия не принимал. Да и с вооружения его сняли практически сразу, после поступления достаточного количества истребителей семейства МиГ-15. Большинство экземпляров при этом поставили в дружественный Китай, где его также применяли в учебных целях. А несколько экземпляров переоборудовали в качестве летающих лабораторий (к примеру МиГ-9Л).

Модернизированный истребитель МиГ-9М. Источник фото: http://авиару.рф/
Модернизированный истребитель МиГ-9М. Источник фото: http://авиару.рф/

Теперь что касается основных конструктивных отличий. Советская машина была выполнена по реданной компоновочной схеме, с размещением силовой установки (состоящей из двух двигателей РД-20) в центральной части фюзеляжа. Американец же изначально проектировался по классической фюзеляжной схеме с использованием только одного, более мощного турбореактивного двигателя. На истребителе МиГ-9 два двигателя РД-20 с осевым компрессором (которые являлись копией немецкого турбореактивного двигателя BMW. 003) устанавливались параллельно друг другу и крепились к фюзеляжу на три специальных узла. При этом они закрывались капотами и имели систему подвода воздуха для их охлаждения. А подача воздуха, который требовался непосредственно для работы силовой установки, осуществлялась через воздухозаборник находящийся в носовой части фюзеляжа. Использование реданной схемы, потребовало обеспечить и защиту от горячих газов. Между шпангоутами № 19 и № 34 задней части фюзеляжа находился защитный элемент, который состоял из гребня и плоского экрана. Естественно применение двух двигателей усложняло и построение сопутствующих функциональных систем (маслосистемы, системы управления двигателями, основной топливной системы, стартовой топливной системы и т. д.). К примеру, основная топливная система советской машины включала в себя десять топливных баков (четыре фюзеляжных и шесть крыльевых), а на F-80 она состояла из семи топливных баков (один фюзеляжный и шесть крыльевых).

Топливная система истребителя МиГ-9.
Топливная система истребителя МиГ-9.

Американцы на своем истребителе использовали только один двигатель (различные модификации General Electric / Allison J33 с центробежным компрессором , который базировался на английских наработках Фрэнка Уиттла), что избавляло их от подобных проблем. Силовая установка размещалась ближе к задней части фюзеляжа. Для удобства доступа к ней сам фюзеляж был сделан разъемным. Подача воздуха к двигателю осуществлялась через боковые воздухозаборники. В отличии от советской машины у американца предусматривалась установка дополнительных подвесных топливных бака расположенных на законцовках крыла. Стоит отметить, что по ходу модернизации, несколько машин оснастили экспериментальной системой дозаправки в воздухе (как раз через эти ПТБ). Соответственно у МиГ-9 техническое обслуживание и ремонт осуществлять было сложнее чем на его оппоненте. Общая компоновка машин также имела определенные различия и особенности присущие выбранной схеме. Из прочих отличий можно отметить размещение крыла (советский самолет являлся среднепланом, а американский низкопланом). Принципиально разным было и построение системы вооружения. На МиГ-9, стрелковое вооружение представлено пушками (две 23-мм пушки НС-23 и одна 37-мм пушка Н-37), а на F-80 только крупнокалиберными пулеметами (шесть 12,7-мм пулеметов типа Colt Browning M2/M3). Подобное решение исходило от изначально выбранной концепции применения рассматриваемых машин (советские истребители больше приспосабливались к уничтожению тяжелых бомбардировщиков противника). Кроме того, американец мог применяться (и во время Корейского конфликта активно применялся) в качестве ударного самолета. На четырех точках подвески (для модификации F-80C) размещались бомбы или неуправляемые ракеты типа HVAR.

Компоновочная схема истребителя F-80.
Компоновочная схема истребителя F-80.

Самолеты семейства F-80 превосходили советский истребитель и по уровню оснащения специальным и пилотажно-навигационным оборудованием. Традиционно приборостроение было одной из самых сильных сторон американской авиационной промышленности. К примеру, на F-80 устанавливался радиолокационный дальномер AN/ARN-6 и транспондер AN/APX 6. На советской машине состав радиооборудования был ограничен только радиостанцией и радиополукомпасом. В целом же, истребитель МиГ-9 несколько уступал своему оппоненту по уровню технологичности. F-80 виделся более совершенной и завершенной конструкцией. Это неудивительно, ввиду того, что американцы уже имели определенный опыт создания истребителей с турбореактивными двигателями (до этого был разработан Bell P-59 Airacomet). Хотя, как показала практика его эксплуатации, технические проблемы имели место быть и уровень аварийности самолетов семейства был достаточно высок. Среди наших самых первых машин, наиболее сравнимым по конструкции с американцем был Як-19, но он остался только в разряде экспериментальных. Что же касается летно-технических характеристик, то F-80 также несколько превосходил наш первый серийный истребитель (за исключением улучшенной экспериментальной модификации МиГ-9М) по всем основным показателям. К примеру максимальная скорость МиГ-9 составляла только 910 км/ч, а у американской машины 956 км/ч. Так или иначе, развитие авиационной техники, тогда шло необычайно высокими темпами. И буквально через пару лет, и тот и другой истребитель уже устарели. Им на смену создали более совершенные машины.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.