Часть улицы Садовой между нынешними Вилоновской и Рабочей начал застраиваться только с 40-х годов 19-го века. Хозяевами недорогих усадебных мест на тогдашней окраине становились отставные солдаты, мещане, перебравшиеся в город крестьяне. Покупатели часто приобретали землю «впрок» и со строительством особо не спешили.
Так, владелец дворового места с нынешним адресом Садовая, 166 отставной солдат Иван Кондратьевич Гришанов, купив в 1844-м усадьбу размером 10 на 30 саженей, только через 20 лет построил деревянные на каменных фундаментах флигель и лавку под одной крышей на улице и деревянные нежилые службы во дворе. С 1876-го года в течение 35-ти лет домовладение сменило семерых хозяев и при этом особо не разрослось, не считая мелких пристроек, пока наконец 10-го февраля 1912-го года не было куплено потомственным дворянином и статским советником по имени Феодор Болеславович Трабша.
О новом владельце с нетипичным для Поволжья именем известно, что он был военным инженером, значился в списках высшего чиновничества Империи и до приезда в Самару служил в железнодорожном ведомстве начальником Брестского участка ремонта путей и зданий. Как оказался в Самаре – точно неизвестно. Можно предположить, что это было служебное назначение. Железнодорожники традиционно легки на подъем.
Купив усадьбу, Трабша немедленно снес все прежние строения и подал прошение в городскую Управу на возведение каменного трехэтажного дома с подвалом и дворовыми службами. Проект разработал специалист того же ведомства – архитектор Самаро-Златоустовской железной дороги Валентин Владимирович Тепфер, чуть раньше построивший для Василия Сурошникова знаменитый доходный дом возле гостиницы «Националь».
Среди деревянных и «полукаменных» домиков провинциально-тихой Садовой новый особняк выглядел дворцом. Сдержанность позднего рационального модерна сочеталась с гармонией линий и достаточно богатой пластикой главного фасада. Нижний этаж отделен рельефным карнизным поясом, выступы-ризалиты завершены фигурными аттиковыми стенками.
Любимые Тепфером высокие оконные проемы декорированы наличниками с рельефными бровками, а огромные трехчастные окна над парадным входом центрального ризалита, придающие облику легкость и ажурность, служат главным композиционным элементом. Венчает здание карниз с арочным фризом.
Новый дом предназначался для сдачи в аренду, а в одной из квартир Феодор Болеславович проживал сам. В 1915-м его навещал знаменитый брат – видный филолог и специалист по античному искусству Станислав Болеславович Трабша, среди учеников которого было много известных людей, в том числе – Михаил Булгаков. Как пишут исследователи его жизни и творчества, «Латынь Булгакову преподавал все шесть лет гимназического курса ... Станислав Болеславович Трабша. О нем ...несколько официальных строк: преподавал в этой гимназии древние языки с 1896 года. На групповом фотоснимке – тщательно застегнутый сюртук, лысая голова «толкачом», серьезное, твердое лицо».
Надо сказать, в Самаре новый домовладелец долго не задержался – уже в ноябре 1916-го легкий на подъем железнодорожник наш город покинул, особняк предварительно продав. До 1919-го дом успел сменить еще двух хозяев, а потом был национализирован.
Важных гостей бывший дом Трабши снова принял в 1941-м . В годы Великой Отечественной в нем размещалась дипломатическая миссия, позже преобразованная в посольство королевства Бельгия. А несколько лет назад прибывшая в Самару бельгийская делегация пожелала посетить здание, служившее королевству в годы войны.
С исторической памятью до недавнего времени все обстояло нормально, и отношение к военным памятникам было достаточно трепетное. За могилой нашего земляка - героя бельгийского Сопротивления Ивана Кулькова - в бельгийском городке Труа Пон администрация продолжает ухаживать. Так вот, в преддверии визита бельгийцев в бывшем доме Трабши был проведен срочный ремонт, что очень порадовало нынешних жильцов. Дом стал еще красивее и прекрасно смотрится на фоне тесно окруживших его новостроек.
В нем, кстати, проживал писатель Евгений Евгеньевич Астахов. А так же его сын – архитектор Юрий Астахов, нынешний председатель правления самарской организации Союза Архитекторов России, по мнению которого, историческую часть Самары следует застроить 40-этажками по образу и подобию Манхэттена.
.