Автор: Сергей Солодовник
Пессимистические сценарии. Когда-то давно, в незапамятные времена, я был удостоен чести посетить независимый Узбекистан в составе пула журналистов РФ. Была зима, как мне помнится, 1997 года. Финальным аккордом краткого турне по ташкентской и самаркандской областям стала пресс – конференция с первым Президентом Узбекистана. С Исламом Абдуганиевичем Каримовым. Мой вопрос звучал просто: какие мероприятия планируются со стороны Ташкента, чтобы снизить потенциал социального взрыва в Фергане? Конкретизировал свой вопрос я простой фразой: с учётом нехватки земли и воды на фоне растущего населения этой самой населённой долины в Центральной Азии. Тогда я обращался к единственному президенту из числа стран СНГ, каковой имел не только профессиональное образование экономиста, но и многолетний практический опыт работы по реальному управлению сложнейшего социально – финансового механизма. Который представляла УзССР на момент распада СССР. Ответ Ислама Абдуганиевича меня не порадовал. Поскольку Президент Узбекистана, обладавший превосходной памятью на цифры, ответствовал мне так: «а в Южной Корее плотность населения выше, и поэтому не надо рассматривать Фергану как источник кризисов в будущем». До массовых насильственных выступлений в Андижане, конечно же, оставалось ещё время… Очень надеюсь, что нынешний президент Узбекистана, Шавкат Мирамонович Мирзиёев, исходит из более реалистичных оценок в отношении тротилового эквивалента взрывоопасной смеси Ферганы. Во всех отношениях. И при этой личной надежде автора, перейдём к перечислению пессимистических сценариев по развитию ситуации вокруг анклавов – или эксклавов – Ферганы.
Сценарий первый.
Таджикистан желает наступать. Отмобилизованные части имеются в распоряжении. Надо пробить коридор для связи таджикских анклавов на территории Кыргызстана. Первичное наступление может иметь успех. Остановлено будет на рубеже Баткена, Кыргызстан. Просто все местные кыргызы, плюс мобилизация с севера республики, смогут перевести первый порыв таджиков в окопную войну.
Предположим, что достаточно быстро, в течение 1-2 недель, Москва и Пекин смогут объяснить официальному Душанбе, что решение было неверным. И опять-таки, мы на стороне добра и света, очень быстро будут размещены миротворцы из ОДКБ по линии огня. Всё выглядит вполне мирно и предсказуемо. Для генштабистов со всех сторон, а также для руководителей государств, которые прочитают доклады и прогнозные выкладки военачальников в своём подчинении.
Всё очень прочно и предсказуемо с военной точки зрения. Но в Сердце Евразии уважаемые генштабисты ранее оставляли за скобками своих выкладок те события, которые происходят за пределами поля боя.
А именно, спонтанную, или спонсируемую резню нетитульных наций за пределами боестолкновений. Имеется народная традиция: узбеков резать в кыргызском Оше и Баткене, кыргызов резать на территории около анклавов таджиков, расстреливать таджиков и кыргызов на границе Узбекистана и выселять оных из Узбекистана в очень сложных обстоятельствах.
Если последняя фраза непонятна, то это значит: пять минут на сборы, и не благодарите, марш – бросок до границы, дальше сами как знаете… В общем, депортация народов Северного Кавказа и Крыма в период Великой Отечественной войны по сравнению с реальной практикой 21 века в условиях Сердца Евразии может показаться гуманитарной операцией в лайковых перчатках Лаврентия Павловича.
А после взаимной резни, примирение будет практически невозможным. Очень надолго.
Сценарий второй.
Исходим из того факта, что именно независимый Кыргызстан совсем недавно, а именно с 10 по 14 октября, отменил военные учения ОДКБ на своей территории. Заметим при этом, что учения был согласованы и утверждены «задолго до». И что очень важно, эти учения по сути были обозначены как «командно – штабные».
Казалось бы, если Кыргызстан себя чувствует атакуемой стороной, а как же иначе, если впервые был обстрелян аэропорт Баткена, то присутствие свидетелей позволит тебе зафиксировать агрессию соседа. И воззвать к политико – дипломатическим средствам?
Но. Если ты накапливаешь ресурсы, силы и средства для контрудара, то лишние свидетели тебе не нужны. Передвижения тяжёлой техники, частичная мобилизация, эвакуация мирных жителей, инженерное оборудование поля боя – нельзя показывать посторонним свидетелям.
А решение выглядит, на первый взгляд, очень просто: трёхходовка. Первым ходом, сбить и уничтожить первую линию обороны армии Таджикистана. Вторым ходом, окружить таджикские анклавы на территории Кыргызстана. Третьим ходом, обеспечить силовое выселение всех таджиков из анклавов, подавив сопротивление местных военизированных отрядов.
Прямо красота! И национальный лидер в шоколаде, и любую оппозицию можно подавить по определению, что она играет на руку врагу. А если по сути, то можно попытаться и от Запада бонусы получить, и от Москвы часть долга списать. Только бы не заиграться, ибо есть и третий сценарий.
Третий сценарий.
Если в эту драчку внутри ОДКБ будут втянуты два ближних, но внешних игрока, становится реально неспокойно. России и Китаю тогда предстоит очень серьёзно пересмотреть и политику, и военные планы в Сердце Евразии.
Один игрок – Иран. Есть культурная, историческая и политическая взаимосвязь с Таджикистаном. И если ситуация будет выходить из-под контроля ОДКБ, и если возникнет игра Америки и Запада на поддержке одной из сторон, то Тегерану будет весьма соблазнительно поддержать Душанбе против Бишкека.
Если будут возражения, что русские, а также китайцы с персами братья навек, то придётся вспомнить два эпизода из самой новейшей истории, когда Тегеран вёл прокси – войну против СССР/России. Первый эпизод – наша война в Афганистане 1979 – 1989 гг. Второй эпизод – война за «нашего» Рахмонова со стороны РФ в Таджикистане в 1992 – 1997 гг. Напомним, что со стороны исламистов Таджикистана главным переговорщиком был Иран.
И более того, мы тогда дали гарантии, что таджикские исламисты, весьма умеренные, останутся при власти. Эту договорённость нарушил уже не «наш Рахмонов», а суверенный президент независимого Таджикистана господин Рахмон. И какой осадочек остался на балансе Тегерана?
Вывод.
Третий сценарий обозначает геополитическую катастрофу и для Центральной Азии в целом, и для долгосрочных политических интересов РФ и КНР. Первый и второй сценарии легко могут перейти в вариант номер три.
Остаются ли ресурсы для оптимизма? Обсуждаем.
Авторская позиция будет представлена на суд всех интересантов в течение недели.
С другими статьями можно ознакомиться на сайте, в ВК и Телеграм.