Найти тему

ЧЕЛОВЕК-ЭПОХА. РУССКАЯ ЛИНИЯ. РЫЦАРЬ КУЛЬТУРЫ.

Иван Александрович Всеволожский, русский театральный и музейный деятель, сценарист, художник, тайный советник, обер-гофмейстер двора. В 1881—1899 годах — директор императорских театров. В 1899—1909 годах — директор императорского Эрмитажа.
Иван Александрович Всеволожский, русский театральный и музейный деятель, сценарист, художник, тайный советник, обер-гофмейстер двора. В 1881—1899 годах — директор императорских театров. В 1899—1909 годах — директор императорского Эрмитажа.

Много вы можете назвать людей, чьи имена ассоциируются с целой эпохой? Думаю, единицы. Эпохи разные. Страны различные. Приметы времени национальные. Люди в них выделяются, благодаря своей уникальности. Можно быть носителем примет времени. Но есть единицы, которые своими деяниями создают новую эпоху. Через их дела, поступки, идеи говорит само Время. Чтобы заслужить звание «человека-эпохи» – надо быть преданным своему делу, которое служит людям.

Наш рассказ о человеке, дворянине, аристократе, государственном чиновнике, во многом сформировавшем в своё время культурный код России, о человеке, чье творчество можно назвать визитной карточкой современного мирового престижа страны на культурной арене.

Иван Александрович Всеволожский (фото Левицкого).
Иван Александрович Всеволожский (фото Левицкого).
Иван Александрович Всеволожский
Иван Александрович Всеволожский
Иван Александрович Всеволожский
Иван Александрович Всеволожский

Казалось бы, что нового можно рассказать о человеке, чья биография вошла в энциклопедии, диссертации, научные статьи, тиражирована в интернете…? И всё же мы попробуем. Нам интересно узнать, что же это был за человек? Чем он жил? Интересны детали и подробности его жизни. Пусть они собраны на просторах интернета и из личных воспоминаний, как отдельные кристаллики. Но в целом, благодаря им, вырисовывается образ человека-легенды.

20 УДИВИТЕЛЬНЫХ И ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ БИОГРАФИИ

ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ВСЕВОЛОЖСКОГО

ЧЕСТЬ НИКОМУ НЕ ОТДАМ

к истории рода Всеволожских

Факт 1. Иван Александрович Всеволожской участвовал в любительских спектаклях при Дворе (которые игрались по-французски), а в труппе, которая давала спектакли в Аничковом дворце – у наследника престола и будущего царя Александра III – он «был первым комиком».

Факт 2. Иван окончил со степенью кандидата отделение восточной словесности филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета по самому сложному арабско-персидско-турецко-татарскому разряду. С 21 года (1856 г.) он, так же, как когда-то его отец, служил в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, затем, в 1858 году, был прикомандирован к дипломатической миссии в Гааге, а в 1865 году был назначен управляющим в Департаменте хозяйственных и счётных дел министерства. В 1870 году был назначен первым секретарём Канцелярии министерства иностранных дел, а в июне 1876 года - причислен к посольству в Париже сверх штата.

Иван Александрович Всеволожский. Портрет. [Конец 1880-х].
Иван Александрович Всеволожский. Портрет. [Конец 1880-х].

По мнению современников «он не кичился своей родовитостью, но обижался, если его фамилию писали Всеволожский, а не Всеволожской». При этом сам предпочитал именовать себя «Господин директор».

Факт 3. Всеволожский привлек внимание к балету выдающихся композиторов своего времени, чем «вытащил» жанр балета из разряда «низких».

Эскиз костюма Дамиса. 1899–1900. Санкт-Петербургская театральная библиотека
Эскиз костюма Дамиса. 1899–1900. Санкт-Петербургская театральная библиотека

Факт 4. Отдельная заслуга Всеволожского – возрождение на сцене жанра феерии (балеты-сказки «Золушка» Б.А.Фитингоф-Шеля, «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П.И.Чайковского, «Волшебные пилюли» Л.Минкуса, «Раймонда» А.К.Глазунова и многие другие). Не в последнюю очередь именно благодаря ему «Спящая красавица» стала символом «золотого века русской сцены».

-7

Факт 5. Рюрикович, потомственный аристократ, считавший себя «маркизом эпохи Людовика XIV», с его слабостью к эпохе париков и фижм, не мог допустить, чтобы Иван Сусанин выходил на сцену в лаптях. Об этом есть любопытное свидетельство, приведенное в книге Ф.И.Шаляпина «Маска и душа»:

-8

Костюм этого крепкого северного русского мужика, принесенный мне заведующим гардеробом, представлял собою нечто похожее на sortie de bal {Вечерний туалет (фр.).}. Вместо лаптей принесли красные сафьяновые сапоги.

Когда я сказал гардеробщику:

- Не полагалось бы, батюшка мой, Сусанина играть в таком костюме; это ведь неправда, - заведующий гардеробом посмотрел на меня, как на человека, упавшего с луны, и заявил:

- Наш директор терпеть не может все эти русские представления. О лаптях и не помышляйте. Наш директор говорит, что когда представляют русскую оперу, то на сцене отвратительно пахнет щами и гречневой кашей. Как только начинают играть русскую увертюру, самый воздух в театре пропитывается перегаром водки...

Щи, гречневая каша и перегар водки - ничего, кроме этого, бюрократическая рутина не чувствовала в той новой русской музыке, которой суждено было вскоре завоевать весь мир...».

Факт 6. Всеволожский создал более 1000 рисунков к 25 спектаклям Императорских театров. Но имя Всеволожского далеко не всегда было указано на театральных афишах, хотя в ряду его работ «Своенравная жена» (А. Адан, Ц.Пуни, 1885), «Дочь фараона» (Ц.Пуни, возобновление 1885), «Волшебные пилюли» (Л.Минкус, 1885)'\ «Спящая красавица» (П.И.Чайковский, 1890; 120 рисунков), «Раймонда» (А.К.Глазунов, 1898; 90 рисунков) и других. Среди оперных постановок, для которых И.А.Всеволожским были созданы рисунки костюмов к танцевальных номерам - «Мефистофель» (А.Бойто, 1886; 3 рисунка для 4 акта), «Джоконда» (А.Понкьелли, 1888; 3 рисунка для солистов), «Пиковая дама» (П.И.Чайковский, 1890; костюмы Пастуха и Пастушки), «Руслан и Людмила» (М. И. Глинка, возобновление 1892; 2 рисунка для 4 акта). Балет волшебные пилюли - Согласно воспоминаниям князя Б.А.Щетинина, И.А.Всеволожский в личном разговоре признался ему, что для данного балета им было создано около 500 рисунков, «конечно, только некоторая часть из них пошла в дело, остальные были уничтожены» (Князь Б. А. Щетинин. Встреча с И. А. Всеволожским. — Исторический вестник. - Т. CXIX, 1910.-С. 190-193). В качестве сценариста Всеволожский отмечен в создании таких произведений, как «Спящая красавица» (П.И.Чайковский), «Волшебное зеркало» (А.Н.Корещенко), «Роман бутона розы» (Р.Дриго, премьера балета не состоялась), также известно, что директор театров принимал участие в создание либретто балета «Раймонда» (А.К.Глазунова) и других.

-9
-10
-11
-12

Факт 7. В «Пиковой даме» именно Всеволожскому принадлежал ключевой сценарный ход, весьма радикальный по отношению к Пушкину: по сравнению с повестью действие перенеслось на сорок лет назад, в последние годы царствования Екатерины II и последние годы жизни Моцарта.

-13

Факт 8. Всеволожский и Петипа при постановке «Щелкунчика» имели в виду вовсе не сказку Э.Т.-А.Гофмана, а «Историю Щелкунчика», написанную Александром Дюма-отцом и впервые изданную в 1844 году. Фраза «либретто Петипа по сказке Гофмана», что встречается на афише каждого второго «Щелкунчика», — неправда. В первой постановке чета Зильбергаусов и их гости одеты в стиле инкруаяблей и мервейёзов.

Les Incroyables et les Merveilleuses, «невероятные и великолепные» — модники времен Директории: псевдоантичные платья-хитоны и гротескные головные уборы у дам; у кавалеров — сюртуки с огромными воротниками, шейные платки на пол-лица, треуголки и прически oreilles de chien, то есть длинные волосы на ушах и косичка сзади. Эскизы костюмов, на условиях анонимности, рисовал лично Всеволожский. Гостей в «Щелкунчике» он изобразил с оптикой карикатуриста и знаниями историка, не забыв даже вручить инкруаяблям в руки надлежащие корявые палки вместо тростей. Он и Дроссельмейера изобразил в том же духе, а Щелкунчику надел на деревянную голову красный фригийский колпак — еще один символ Французской революции, атрибут Свободы на баррикадах.

-14
-15
-16

Факт 9. И.А.Всеволожский стал инициатором приглашения на русскую сцену целой плеяды иностранных исполнителей (В.Цукки, П.Леньяни и другие), что позитивно сказалось на качестве выступлений отечественных исполнителей и популярности театров.

Жорж Жюль Виктор Кларен (Georges Jules Victor Clairin) Портрет балерины Вирджинии Цукки (Virginia Zucchi) 1885
Жорж Жюль Виктор Кларен (Georges Jules Victor Clairin) Портрет балерины Вирджинии Цукки (Virginia Zucchi) 1885
-18
К. Брианца, первая исполнительница партии Авроры в балете "Спящая красавица".
К. Брианца, первая исполнительница партии Авроры в балете "Спящая красавица".

Факт 10. На сцене Александрийского театра в 1884-1899 годах с успехом шли драматические пьесы И.А.Всеволожского - «Сестры Саморуковы» (1890), «Марианна Ведель» (1898), он также был соавтором В.А.Крылова в создании комедии «Призраки счастья» (1884). Сам Всеволожский скептически относился к своим сочинениям; в одном из писем он писал: «за литературными лаврами я не гонюсь, и если "Сестры Саморуковы" схоронятся в моем столе - не велика беда, и свет немного потерял».

Факт 11. В 1918 году под организуемый Театральный музей в Петербурге было решено «отвести бывшую казенную квартиру директора Императорских театров по лицевому фасаду, выходящую на площадь Александринского театра».

Факт 12. По свидетельству Юрия Иосифовича Слонимского, петербургского старожила, полагавшегося на свидетельство еще более старого петербургского старожила, по утрам позади Александринского театра можно было наблюдать следующую картину. Казенная квартира директора императорских театров располагалась в правом – если смотреть с Невского проспекта – здании на Театральной улице (ныне улица Зодчего Росси), а сама контора – на противоположной стороне, в пятнадцати шагах, в левом здании (там теперь Театральный музей и Театральная библиотека). И каждое утро к подъезду правого здания подавался конный экипаж. Его превосходительство господин тайный советник, обер-гофмейстер императорского двора Иван Александрович Всеволожской выходил, усаживался в прибывший экипаж, переезжал улицу, высаживался, входил в парадную дверь, которую открывал соответствующе одетый швейцар. Рабочий день начинался. Конечно, спектакль, торжественный, но и немного смешной, ему иногда аплодировали собравшиеся зрители-зеваки. Парадное и гротесковое удивительным образом переплетено. Восемнадцать лет и пятнадцать шагов – двойной масштаб удивительно сложившейся судьбы, двойная дистанция блистательной карьеры.

Таков он был.

Директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский (сидит в центре), его дочь Софья Ивановна Граббе (урожд. Всеволожская) с мужем графом Михаилом Николаевичем Граббе (стоит слева), дядя М.Н.Граббе Николай Федорович Орлов-Денисов (сидит справа) и управляющий театральным училищем Иван Иванович Рюмин в Мариинском театре во время генеральной репетиции балета "Калькабрино" (музыка Л.Ф.Минкуса, хореография М.Петипа). 1891. Санкт-Петербург. Фотография императорских театров.
Директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский (сидит в центре), его дочь Софья Ивановна Граббе (урожд. Всеволожская) с мужем графом Михаилом Николаевичем Граббе (стоит слева), дядя М.Н.Граббе Николай Федорович Орлов-Денисов (сидит справа) и управляющий театральным училищем Иван Иванович Рюмин в Мариинском театре во время генеральной репетиции балета "Калькабрино" (музыка Л.Ф.Минкуса, хореография М.Петипа). 1891. Санкт-Петербург. Фотография императорских театров.

Факт 13. Бытует мнение, что с дипломатической службы И.А.Всеволожский был уволен по причине любви к созданию острых карикатур и шаржей на своих современников. Коллекция карикатур принадлежала В.П.Погожеву — подчиненному И.А.Всеволожского. Это непосредственный дар Всеволожского, своего рода благодарность за прекрасную работу.

княгиня Елизавета Григорьевна Волконская (1838-1897), урожденная светлейшая княжна Волконская.
княгиня Елизавета Григорьевна Волконская (1838-1897), урожденная светлейшая княжна Волконская.
-22

А вот примеры острой сатиры Всеволожского:

Ночной столик «Спящей красавицы»
Ночной столик «Спящей красавицы»

«…одна из самых главных постановок, произошедших при Всеволожском, — это постановка балета «Спящая красавица». И безобидный балет, и аполитичнейшая сказка Шарля Перро превращаются в злободневную карикатуру. Главные министры изображены в виде забавных предметов: Победоносцев — закладка в «О духе законов» Монтескьё; министр внутренних дел и шеф жандармов Толстой — бутылка морфия; Делянов, министр просвещения, — гасильник; а влиятельный русский публицист консервативных взглядов Михаил Катков — колокольчик для прислуги. Россия того времени — спящая красавица…

Так как все они были ближайшими советчиками Александра III, то под спящей красавицей и подразумевался император».

Корневильские колокола
Корневильские колокола

На рисунке представлены десять главных политических деятелей России 1880–90-х годов, десять столпов контрреформ. Название отсылает к бывшей тогда у всех на слуху оперетте-водевилю Робера Планкетта «Les cloches de Corneville» («Корневильские колокола»). Действие происходит в нормандской деревушке, и, как в водевиле и положено, оно полно путаных любовных приключений с переодеваниями. Оперетта довольно живая, но в одной из наиболее популярных арий, «Песне колоколов», рассказывается зловещая история Корневильского родового замка, чьи колокола, раньше гремевшие во время праздника, теперь заглохли, а сам замок, мрачный и опустевший, погружен в заколдованный сон.

Факт 14. Ивáн Алексáндрович Всéволожский родился 22 марта (по старому стилю) или 3 апреля (по новому стилю) 1835 года в семье Александра Всеволодовича Всеволожского и Софьи Ивановны Трубецкой.

Александр Всеволодович Всеволожский
Александр Всеволодович Всеволожский
Софья Ивановна Трубецкая, в замужестве Всеволожская.
Софья Ивановна Трубецкая, в замужестве Всеволожская.

Брат отца – Никита Всеволодович Всеволожский – был организатором литературного кружка «Зеленая лампа», участником которого был А.С.Пушкин.

Никита Всеволодович, по предположению культурологов, является прототипом Евгения Онегина.
Никита Всеволодович, по предположению культурологов, является прототипом Евгения Онегина.

По мнению исследователей, его отец - Александр Всеволодович Всеволожский - олицетворял собой характерный тип человека пушкинской эпохи.

Факт 15. По материнской линии он был внуком князя И. Д. Трубецкого (портрет не сохранился) - двоюродного деда Л.Н.Толстого и троюродного брата С.Л.Пушкина. - и Екатерины Александровны Мансуровой - сестры сенатора П.А.Мансурова, происходившей из небогатой семьи, но в молодости славившейся своей красотой. В 1821 году она устроила брак родителей Льва Толстого.

Екатерина Александровна Мансурова
Екатерина Александровна Мансурова

По отцовской линии Иван Александрович приходился внуком камергеру Всеволоду Андреевичу Всеволожскому, владельцу первого парохода на Каме и Елизавете Никитичне Бекетовой – приемной дочери бывшего фаворита императрицы Елизаветы – Никиты Афанасьевича Бекетова.

Всеволод Андреевич Всеволожский
Всеволод Андреевич Всеволожский
Елизавета Никитична Бекетова
Елизавета Никитична Бекетова
Никита Афанасьевич Бекетов
Никита Афанасьевич Бекетов

Деда Ивана Александровича – Всеволода Андреевича Всеволожского в 1805-1807 годах прочили на должность директора Императорских театров, как почитаемого в театральных кругах человека, знатока и ценителя искусства.

Факт 16.

Софья Ивановна Трубецкая была матерью пяти сыновей, из которых трое были старше Ивана на 14 (Дмитрий), 13 (Всеволод) и 11 лет (Владимир) и один младше на 4 года (Павел). Мать умерла, когда Ивану было 17 лет.

Софья Ивановна Трубецкая
Софья Ивановна Трубецкая
Иван Александрович Всеволожский (справа) и Владимир Всеволожский [1870-е]. Место съемки не установлено. Фотограф Gailliez
Иван Александрович Всеволожский (справа) и Владимир Всеволожский [1870-е]. Место съемки не установлено. Фотограф Gailliez

Со старшим братом Дмитрием Иван сохранил близкие отношения на долгие годы, навещал его в доме на Ямской улице Санкт-Петербурга, где тот жил с семьей, занимая бель-этаж дома № 4. По воспоминаниям современников они были очень похожи.

Дмитрий Александрович Всеволожский
Дмитрий Александрович Всеволожский

Однако как причудлива бывает жизнь! Вот так, бывая в доме брата, Иван Александрович и ведать не ведал, что зайдет в историю на сотни лет вперед, благодаря воспоминаниям своей внучатой племянницы - Оленьки. Через много лет уже взрослая Ольга Александровна Мансурова напишет дневник своим детям и внукам о том, какая раньше была жизнь и как часто она сидела в кресле у камина в доме своих бабушки и дедушки - Дмитрия Александровича Всеволожского и Екатерины Николаевны Трубецкой, куда приходил Иван Александрович, и слушала рассказы о театре.

Ольга Александровна Мансурова
Ольга Александровна Мансурова

Благодаря ей мы можем сегодня окунуться в атмосферу того времени и традиций старинного дворянского рода Всеволожских. Низкий поклон тебе, Оленька! Твой дневник стал той эстафетной палочкой, которая связывает поколения единого рода в живую ткань памяти.

Факт 17. Иван Александрович Всеволожский был прекрасным портретистом, о чем свидетельствует написанный им портрет своего отца

Живописный портрет Александр Всеволодовича Всеволожского, написанный его сыном Иваном Александровичем. 1880.
Живописный портрет Александр Всеволодовича Всеволожского, написанный его сыном Иваном Александровичем. 1880.

Факт 18. Женой Ивана Александровича с 8 января 1867 года была светлейшая княжна Екатерина Дмитриевна Волконская (09.10.1846—20.12.1898), фрейлина, внучка министра двора князя П.М.Волконского; дочь гофмейстера князя Дмитрия Петровича Волконского (1805—1859) от брака его с Марией Петровной Кикиной (1816—1856) и троюродная сестра Андрея, Никиты и Елизаветы Никитичей Всеволожских, которым её муж приходился двоюродным братом.

Дело в том, что второй женой дяди Ивана Александровича – Никиты Всеволодовича – была Екатерина Арсеньевна Жеребцова (1817—1868), сестра виленского губернатора Н.А.Жеребцова (построившего заново подмосковную усадьбу Алтуфьево). В родословных росписях Екатерина числится дочерью Арсения Александровича Жеребцова, но в действительности была «произведением князя П.М.Волконского». Её мать Прасковья Николаевна Жеребцова (1789—1867; урож. Толстая) долгие годы состояла с ним в открытой связи и в свое время была известной особой в Петербурге.

Жена директора императорских театров   Ивана Александровича Всеволожского Екатерина  Дмитриевна Всеволожская  (урож. княжна Волконская) с внучкой Александрой (Сандрой) Граббе. 1894. [Санкт-Петербург].
Жена директора императорских театров Ивана Александровича Всеволожского Екатерина Дмитриевна Всеволожская (урож. княжна Волконская) с внучкой Александрой (Сандрой) Граббе. 1894. [Санкт-Петербург].

Факт 19. В браке Иван Александрович и Екатерина Дмитриевна имели двоих дочерей-погодок: Софью (1869—1952)

Граф Михаил Николаевич Граббе с женой Софьей Ивановной Граббе (урож. Всеволожская) во время пребывания на курорте. 1895. Германия/Швальвах. Фотограф Lange [J]ustav Gerg
Граф Михаил Николаевич Граббе с женой Софьей Ивановной Граббе (урож. Всеволожская) во время пребывания на курорте. 1895. Германия/Швальвах. Фотограф Lange [J]ustav Gerg

и Марию (1868/71—1887), прожить которой суждено было лишь до 19 лет.

Факт 20. Среди многочисленных наград Ивана Александровича - Большой крест Императорского ордена Франца Иосифа (Австро-Венгрия)

-39

Данный знак отличия получали исключительно граждане Австрии. И только избранные иностранные представители искусства были удостоены этой награды. Среди них легенда русского балета – Иван Александрович Всеволожский.

Валентин Серов. Портрет И.А.Всеволожского. Ежегодник императорских театров. 1900.
Валентин Серов. Портрет И.А.Всеволожского. Ежегодник императорских театров. 1900.