Подходит к концу первая четверть учебного года, и не перестаю думать о том, как именно преподавать литературу своим ученикам. С мотивацией относительно русского языка как предмета у нас сложностей не возникло: мы постоянно делимся своими историями, нам важно быть услышанными, поэтому важно доносить свои мысли правильно и доступно. А вот что касается литературы, то здесь именно для меня слишком много условий. Читали ли детям родители раньше? Много ли книг дома у ученика? И главный вопрос - как показать своим ученикам, что книги из школьной программы - это не какая-то серая хтонь от дядек, живущих в позапрошлом веке. Это истории, которые позволяют нам формировать мировоззрение. Мы находим мысли, которые откликаются в сердце, смотрим вглубь себя, откликаемся на важные для нас темы.
И этот последний вопрос для меня самый главный, потому что именно здесь я могу стать тем самым человеком, который зажжёт, усилит или вернёт интерес к чтению.
Пока я только ищу собственный путь, поэтому сегодня только поделюсь правилами чтениями, которые сформулировал Даниэль Пеннак в своей великолепной книге "Как роман":
1. Право не читать.
Не заставляйте ребенка читать силой. Придумайте способы, как заинтересовать его чтением.
Помню, как мама в мой ещё дочитательный период, когда мне было годика четыре, пересказывала Повести Белкина (да, это небольшая отсылка к моему предыдущему тексту - поэтому то открытие было таким приятным). И много позже, когда я прочитала "Барышню-крестьянку", например, я была удивлена, как точно я запомнила сюжет по маминому пересказу.
2. Право перескакивать.
Ребенок имеет право перелистывать скучные страницы (напр., описания природы) и читать то, что ему интересно.
Время признаний: я бессовестно перелистывала целые главы "Войны и мира" и лишь в университете прочитала роман от начала до конца.
3. Право не дочитывать.
Никогда не заставляйте ребенка дочитывать до конца не заинтересовавшую его книгу. В этом мире так много увлекательного, Ваш ребенок обязательно найдет то, что ему понравится!
4. Право перечитывать.
Позволяйте перечитывать любимую книгу столько раз, сколько ребенок хочет.
5. Право читать, что попало.
На первый взгляд, это правило кажется спорным, но оно важно. В школьном мире каждый ребенок испытывает достаточно запретов, поэтому в домашнем чтении он должен иметь полное и безоговорочное право самому выбирать книгу для чтения. Позвольте ему делать это, исключив из поля выбора опасные книги.
6. Право на боваризм.
Никогда не высмеивайте идеалы подростков, даже если вы понимаете, что любимый герой вашего ребенка далек от реальной жизни.
7. Право читать, где попало.
Не запрещайте ребенку читать в кровати, в метро или автобусе, даже за едой. Если ребенок берет с собой книгу, это лучшее, чего вы могли бы добиться: он полюбил чтение!
Тут посоветую книгу, которая пришла мне на ум сразу при мысли об увлечённых читателях, - "Тринадцатая сказка" Дианы Сеттерфилд. Если вы родитель и думаете, как бы увлечь ребёнка чтением, почитайте эту книгу, она точно поможет вспомнить читательский азарт, который овладевал или продолжает овладевать вами:
Отец никогда не навязывал и никогда не запрещал мне те или иные книги. Он позволял мне бродить между шкафами и делать выбор самостоятельно. Я поглощала описания кровавых битв – вполне приемлемое для детей чтиво, по мнению родителей девятнадцатого века, – и готические романы о призраках, которые наверняка не заслужили бы родительского одобрения; я читала о рискованных путешествиях по диким землям, предпринятых старыми девами в кринолинах, и руководства по этикету и правилам хорошего тона для девиц из благородных семейств; я читала книги с картинками и книги без картинок; я читала книги на английском, книги на французском и книги на незнакомых мне языках, выдумывая их сюжет по немногим словам, значение которых мне удавалось разгадать. Книги. Книги. И еще книги.
8. Право читать вслух
Иногда ребенок может захотеть прочитать вам вслух особенно понравившееся ему место в книге. Выслушайте его, уделите ему время. Чтение вслух полезно: оно развивает дикцию, слуховую и зрительную память. Но главное, это означает, что ребенок хочет разделить с вами радость от прочитанного. Цените это!
А я как учитель точно буду благодарна за это!
9. Право втыкаться
Никогда не запрещайте этого! Даже две прочитанные страницы расширяют кругозор. Если читателю попалась в руки книга, до которой он пока «не дорос», это также несет пользу: книга обязательно останется в памяти, и ребенок вспомнит о ней в нужный момент.
10. Право молчать о прочитанном
Нормально, если ребенок не хочет обсуждать с вами прочитанное. Скорее всего, это означает, что сейчас он к этому не готов, но совсем необязательно равнозначно тому, что читатель остался к книге равнодушен. Не вытягивайте из ребенка информацию, просто подождите.
Надеюсь, эти правила будут вам полезны. Я буду больше писать в будущем о своём опыте, но пока что хочу сказать: даже если ребёнок заявляет, что он не читает, зачастую он не осознаёт, что на деле это не вполне соответствует истине. Какие-то мои ученики читают истории в мобильных приложениях. Кто-то читает мангу, манхву и другие не вполне конвенциональные жанры, которые мы можем по неосторожности отмести. В то время как для меня главное в том, что мы каждый день читаем огромное количество текстов, поэтому важно не терять интерес к историям и сюжетам, а вот "Оду на день восшествия на престол" мы как-нибудь встроим в наш процесс.
И желаю удачи прочитавшим этот текст!