Последние годы можно наблюдать тенденции по усилению таможенного контроля и углубление оперативно-розыскных мероприятий на внутреннем рынке нашей страны. И в этом имеется определённый смысл, так как времена несколько изменились.
В условиях существования единого таможенного пространства с союзными государствами, многие контрабандные потоки переориентировались с отечественных границ, на союзные. Все знают, что у нас более усиленный и углубленный контроль, а вот, например, киргизы смотрят несколько лояльнее.
В этом явлении не обходится и без коррупционных элементов. Конечный потребитель таких товаров в основном находится в нашей стране, и их замечательным государствам экономический ущерб практически не наносится. Поэтому, у некоторых возникает злой умысел по пропуску таких товаров за определённые вознаграждения.
В противовес этому таможня расставила мобильные группы вдоль границ с союзными странами. И они успешно выявляют незаконно ввезённые товары. Правда, во многих случаях компетенция таможенников заканчивается на выявлении, и необходимо привлекать коллег из других ведомств.
Немалое внимание уделяется и внутренним проверкам, которые проводятся уже на рынках и торговых центрах. На все сомнительные грузовики никаких мобильных групп не хватит, поэтому нужно шерстить и конечные точки реализации.
Пристальное внимание уделяется и оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов, которые в большинстве своём являются инструментом по поиску сомнительных магазинов для последующего визита коллег.
Но бывает, что они действуют самостоятельно, фактически забирая мутный товар с прилавков. Делается это в рамках оперативно-розыскных мероприятий, хотя местами основания для такого изъятия выглядят сомнительными.
Все знают, что таможня объявила непримиримую борьбу немаркированным товарам и контрафакту. Кодекс об административных правонарушениях нам говорит о статьях 15.12 и 14.10 КоАП РФ, а Уголовный кодекс о статьях 171.1 УК РФ и 180 УК РФ. Но вся соль в том, что эти статьи не отнесены к компетенции таможенных органов (за исключением статьи 14.10 КоАП РФ, но там есть непримиримые нюансы).
Иногда товары забирают по иным основаниям (в рамках ОРД или таможенного контроля), но это вопрос уже несколько другой. Одна интересная история произошла больше года назад где-то на южных рубежах нашей страны.
Оперативники изъяли обувь на 900 тысяч рублей по признакам контрафактности (немаркированная ещё в добавок, совсем коммерсы обнаглели). Всё это было размещено в камере хранения вещественных доказательств.
По версии следствия, обувь в количестве 4000 была выдана лицу, который не имел полномочий в отношении товаров. Суровые дяди в погонах считают, что обувь должна была отправиться через границу для реализации в другой стране.
Но обувь так и не смогли вывезти. Заместитель начальника отдел по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями был задержан. Противоправные действия были задокументированы сотрудниками подразделения по противодействию коррупции таможенных органов.
Чем закончилась история (и закончилась ли), к сожалению, не сообщается. Но своей должности, помимо фигуранта уголовного дела, лишился начальник ОБЭТП. И по странному стечению обстоятельствам, заявление по собственному написал начальник оперативной таможни, находящийся к тому времени на должности совсем в другом регионе. Но это элементарное совпадение, не так ли?
© Злой таможенник