Эта серия банкнот, появившаяся в начале 1960-х годов, стала первой, на которой значилось название Германского федерального банка. Она стала самой «долгоиграющей» в истории современной Германии – её начали заменять только в конце 1980-х годов, а окончательно изъяли из обращения в середине 90-х годов.
Немного истории. До победного 1945 года главным банковским институтом Германской Империи был Рейхсбанк, который начал свою деятельность в 1876 году. Её правопреемником стал учреждённый в 1948 году Банк германских земель, который начал выпуск денежных знаков, выраженных в немецких марках, пришедших на смену рейхсмаркам и оккупационным денежным знакам. А этот банк, в свою очередь, в 1957 году был преобразован в существующий поныне Германский федеральный банк.
Тогда же было принято принципиальное решение о выпуске новых денежных знаков, которые должны были заменить прежние невзрачные, легко подделываемые билеты (дизайн монет менять не стали). Кроме того, новые деньги должны были отражать историю и культуру немецкого народа. Руководство банка заранее определило изображения на банкнотах, их формат и тексты надписей, затем был проведён конкурс, по итогам которого был выбран победитель – им стал художник-оформитель швейцарского происхождения Герман Эйденбенц, известный также своими проектами немецких почтовых марок и банкнот швейцарских франков (а также дизайном автомобильных номеров). На лицевых сторонах новых купюр поместили портреты кисти известных немецких средневековых художников (почему эту серию и назвали художественной или живописной), а на обороте – символические композиции, архитектурные шедевры и т.д.
Первой (в 1961 году) была выпущена купюра в 20 марок. Её лицевую сторону украсили портретом Эльсбет Тухер, знатной дамы, жившей в XV-XVI веках в городе Нюрнберг. Портрет был написан в 1499 году Альбрехтом Дюрером, которому принадлежат портреты многих членов семьи Тухер. Собственно, это правая часть брачной картины из двух частей (диптиха), выполненной на дереве (в левой стороне диптиха изображён супруг Эльсбет – Николаус). На обороте билета – композиция из музыкальных инструментов, традиционных для Германии скрипки и кларнета. С одной стороны, это символизирует богатейшую музыкальную культуру Германии (Бах, Бетховен, Вагнер), а с другой – огромный вклад германского народа в мировую культуру.
Годом позже в обращение вышли билеты в 50 и 100 марок.
На билете в 50 марок – портрет мужчины, он взят с картины немецкого художника XVI века Бартеля Бехама, изображающей судью и юриста Ганса Урмиллера с ребёнком на руках (это тоже диптих, в его правой части изображена супруга Ганса Урмиллера Кунигунда с дочерью на руках). Интересно, что этот портрет уже печатался на немецких банкнотах – 5 000 марок 1922 года и 500 000 000 000 марок 1923 года. Причём на этих купюрах, как и на оригинальной картине, он смотрит вправо, а вот на билете 1962 года Ганс Урмиллер изображён смотрящим влево.
На обороте – характерные башни Хольстенских ворот в городе Любек, нынче это - музей истории города.
На аверсе билета в 100 марок воспроизведён портрет Себастьяна Мюнстера кисти художника-портретиста XVI века Кристофа Амбергера (этот портрет также выполнен зеркально, на оригинальной картине Мюнстер смотрит вправо). Себастьян Мюнстер – крупный учёный, современник Амбергера. Свой главный труд (издан в 1544 году) он назвал «Космографией», это – огромная энциклопедия, содержащая описание практически всего известного в то время мира.
На обороте – изображение орла, известного символа Германии, издавна изображавшегося на её гербе.
Обратите внимание: слово “Banknote” на лицевой стороне билета в 100 марок выполнено старинным готическим шрифтом, как на рейхсмарках. На знаках в 20 и 50 марок оно было напечатано красивым письменным шрифтом, а на знаках прочих номиналов (5, 10, 100, 500 и 1 000 марок) – готическим.
В 1963 году появились знаки небольших номиналов – 5 и 10 марок.
На билете в 5 марок – великолепный, самый узнаваемый портрет работы Альбрехта Дюрера, изображающий молодую венецианку. На обороте – дубовая ветвь, символ немецкого народа.
С 1948 года дубовая ветка изображается на разменных монетах Германии, а на монете в 50 пфеннигов изображена девушка, ухаживающая за росточком дуба, символизирующим новую, возрождающуюся Германию.
«Портрет молодого человека» кисти Лукаса Кранаха Старшего помещён на билете в 10 марок. На обороте билета – учебный парусник, барк «Горх Фокк II». Его изображение показывает, с одной стороны, судостроение и мореходство в Германии, с другой – открытость миру и космополитизм, стремление познавать и осваивать окружающий мир. Это второй корабль, носящий такое название – первый «Горх Фокк» (построен в 1933 году) после Второй Мировой войны попал в СССР и получил новое имя – «Товарищ». А его тёзка, удостоенный чести попасть на денежный билет, был спущен на воду в 1958 году
А что значит его странное на первый взгляд название? Под таким псевдонимом писал книги о море немецкий писатель Иоганн Кинау. Он родился в 1880 году недалеко от Гамбурга, где говорят на нижненемецком диалекте. И на нём Кинау писал рассказы и стихи о море и рыбаках. Горх – это существующая в нижненемецком диалекте форма имени Георг, а фамилию Фокк носили предки писателя. В 1916 году Горх Фокк погиб в морском бою.
В 1964 году серию дополнили знаком в 1 000 марок. Её украшает ещё одна работа Лукаса Кранаха – портрет бородатого мужчины в годах. Относительно того, чей конкретно это портрет, мнения разделились. Ряд историков и искусствоведов полагают, что это – Иоганнес Шейринг (или Циринг), ректор Лейпцигского университета и каноник Магдебурга. Однако есть мнение, что на купюре изображён весьма похожий на него Иоганнес Шёнер, известный учёный-астроном своего времени. На обороте – красивейший Лимбургский собор (находится в городе Лимбург-ан-дер-Лан, в земле Гессен), отличный образец романского стиля в архитектуре.
Последней в 1965 году в обращение запустили банкноту в 500 марок, с изображением мужского портрета работы художника-портретиста XV-XVI веков Ганса Малера, создавшего портреты многих знатных особ того времени. На обороте – замок Эльц в земле Рейнланд-Пфальц.
#немецкая марка #деньги мира #нумизматика #бонистика #германия #немецкая культура #европа
см. также: