Найти тему

«Вышивающая знамя» Натальи Данько в музее им. В.Ю. Орлова

Ранний советский фарфор вошел в историю как искусство авангардное, новаторское, устремлённое. Предметы этого периода широко представлены в ярославском музее им В.Ю. Орлова.

Пащинская-Максимова Н.Н. Предметы сервиза «Все в культпоход». 1-я половина 1930-х гг.
Пащинская-Максимова Н.Н. Предметы сервиза «Все в культпоход». 1-я половина 1930-х гг.
Подрябинников Т.З. Тарелки из комплекта «Новгородская стройка» (Волховская ГЭС). 1929-1930 гг. Бронницкий фарфоровый завод «Пролетарий»
Подрябинников Т.З. Тарелки из комплекта «Новгородская стройка» (Волховская ГЭС). 1929-1930 гг. Бронницкий фарфоровый завод «Пролетарий»

Агитационные тарелки, маслёнки с серпами и молотами, наборы с видами ударных строек, панно со сценами счастливого детства – образуют впечатляющую ретроспективу эпохи победившего социализма.

Подрябинников Т.З. Декоративное блюдо «Трактористка». 1927-1931 гг. Дмитровский фарфоровый завод
Подрябинников Т.З. Декоративное блюдо «Трактористка». 1927-1931 гг. Дмитровский фарфоровый завод
Масленница «Серп и молот». Конец 1920-х гг. Конаковскй фаянсовый завод
Масленница «Серп и молот». Конец 1920-х гг. Конаковскй фаянсовый завод
Панно «Счастливое детство в Стране Советов». Середина 1930-х гг. Конаковскй фаянсовый завод
Панно «Счастливое детство в Стране Советов». Середина 1930-х гг. Конаковскй фаянсовый завод

Но особое внимание в экспозиции привлекают фигурки Ленинградского фарфорового завода, изготовленные по моделям выдающегося советского скульптора Натальи Яковлевны Данько (1892-1942).

Данько Н.Я., комплект шахмат «Красные и белые», по модели 1923 г., Государственный фарфоровый завод
Данько Н.Я., комплект шахмат «Красные и белые», по модели 1923 г., Государственный фарфоровый завод

Она родилась в Тифлисе в семье железнодорожного служащего. В 1900 г. вместе с семьёй Наталья переехала в Москву. Талантливая девочка прекрасно рисовала, и была принята в Строгановское училище. В 1906 г. она продолжила обучение скульптурному мастерству в классе Яльмара Янсона в Вильно, а потом в Санкт-Петербурге в студиях Л. Шервуда и В. Кузнецова.

Фигуры «Пролетарии в оковах мирового капитала» («Пешки белых»). Из комплекта шахмат «Красные и белые»
Фигуры «Пролетарии в оковах мирового капитала» («Пешки белых»). Из комплекта шахмат «Красные и белые»

В 1914 году Наталья была принята в штат Императорского фарфорового завода на должность скульптора-модельера. Меж тем, бурные времена стучались в фабричные ворота. В 1918 г. предприятие, переименованное в ГФЗ, получило заказы на выпуск агитационных изделий с революционными сюжетами и лозунгами в честь мирового пролетариата.

Данько Н.Я., «Матрос со знаменем», по модели 1921. Ленинградский фарфоровый завод
Данько Н.Я., «Матрос со знаменем», по модели 1921. Ленинградский фарфоровый завод
Данько Н.Я., «Пятилетие Красной Армии», 1-я половина 20 в., Государственный фарфоровый завод
Данько Н.Я., «Пятилетие Красной Армии», 1-я половина 20 в., Государственный фарфоровый завод

Взволнованная патетика революции нашла яркое воплощение в произведениях Натальи Данько. Широкую известность получили её работы «Партизан в походе», «Милиционерка», «Вышивающая знамя», «Работница, говорящая речь», «Рабфаковцы», «Матрос со знаменем», шахматы «Красные и белые» и др.

Данько Н.Я., «Работница, вышивающая знамя», по модели 1919 г. Ленинградский фарфоровый завод
Данько Н.Я., «Работница, вышивающая знамя», по модели 1919 г. Ленинградский фарфоровый завод

Многие из созданных ей трёхсот скульптурных миниатюр удостоились высокого международного признания. В 1925 г. на всемирной выставке в Париже Н.Я. Данько была награждена Большой Золотой медалью, в 1927 г. – дипломом в Монце и золотой медалью в Милане.

Данько Н.Я., чернильный прибор «Шота Руставели», вторая половина 1930-х гг., Ленинградский фарфоровый завод
Данько Н.Я., чернильный прибор «Шота Руставели», вторая половина 1930-х гг., Ленинградский фарфоровый завод
Данько Н.Я. «Освобожденный Восток» (Современное образное назв., «Гюльчатай»), 1920-е гг. Государственный фарфоровый завод
Данько Н.Я. «Освобожденный Восток» (Современное образное назв., «Гюльчатай»), 1920-е гг. Государственный фарфоровый завод

Успеху в немалой мере способствовала её сестра Елена, ведущая художница ГФЗ, виртуозно расписывавшая авторские фигурки Натальи.

Данько Н.Я., «Анна Ахматова», по модели 1924 г., последняя четверть 20 в., Ленинградский фарфоровый завод
Данько Н.Я., «Анна Ахматова», по модели 1924 г., последняя четверть 20 в., Ленинградский фарфоровый завод

Статуэтки Данько пронизаны созидательным ритмом эпохи, полны кипучего энтузиазма. Примером могут служить композиции, посвященные полярной эпопее папанинцев.

Данько Н.Я., «Папанинцы на льдине», 1938 г., Ленинградский фарфоровый завод
Данько Н.Я., «Папанинцы на льдине», 1938 г., Ленинградский фарфоровый завод
Данько Н.Я., «Иван Папанин с псом по кличке Веселый», 1938 г., Ленинградский фарфоровый завод
Данько Н.Я., «Иван Папанин с псом по кличке Веселый», 1938 г., Ленинградский фарфоровый завод

В 1936-1937 гг. Ленинградский фарфоровый завод получил крупные государственные заказы на исполнение монументальных работ. По эскизам Натальи Данько были выполнены 14 больших фарфоровых барельефов на тему «Искусство народов СССР» для станции «Театральная» Московского метрополитена, а также 24 майоликовых медальона для Речного вокзала в Химках. Обжиг столь крупных керамических пластин не имел прецедентов, и потребовал высочайшей квалификации.

Шесть из 24-х майоликовых медальонов на здании Речного вокзала в Москве: «Самолет», «Паровоз», «Танк», «Морские вымпелы», «Аэростат», «Парусник». 1936-1937 гг. По эскизам Н.Я. Данько. Ленинградский фарфоровый завод. Из открытых источников
Шесть из 24-х майоликовых медальонов на здании Речного вокзала в Москве: «Самолет», «Паровоз», «Танк», «Морские вымпелы», «Аэростат», «Парусник». 1936-1937 гг. По эскизам Н.Я. Данько. Ленинградский фарфоровый завод. Из открытых источников

Вместе с тем, Наталья создавала модели, проникнутые искрометным юмором и неповторимым колоритом времен НЭПа.

Данько Н.Я., «Гадалка», середина 1920-х гг., Государственный фарфоровый завод
Данько Н.Я., «Гадалка», середина 1920-х гг., Государственный фарфоровый завод
Фрагмент фигурки: цыганка-гадалка
Фрагмент фигурки: цыганка-гадалка
Данько Н.Я., из серии «Шпана», «Хулиган с продавщицей яблок», вторая половина 1920-х гг., Государственный фарфоровый завод
Данько Н.Я., из серии «Шпана», «Хулиган с продавщицей яблок», вторая половина 1920-х гг., Государственный фарфоровый завод

Запечатлённые ей персоны: манерные дамы, гадалки, уличная шпана, портовые грузчики во многом созвучны героям балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век», и повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».

Данько Н.Я., «Грузчики», 1922 г., Государственный фарфоровый завод
Данько Н.Я., «Грузчики», 1922 г., Государственный фарфоровый завод
Надпись на мешке: «ГОСТОРГ. РСФСР. Петроград». Фрагмент фигурки «Грузчики»
Надпись на мешке: «ГОСТОРГ. РСФСР. Петроград». Фрагмент фигурки «Грузчики»
Данько Н.Я., «Трусиха», конец 1920-х – начало 1930-х гг., Государственный фарфоровый завод
Данько Н.Я., «Трусиха», конец 1920-х – начало 1930-х гг., Государственный фарфоровый завод

При работе над женскими образами Наталье часто позировала высокая и стройная сестра Елена.

Сёстры Данько на довоенном фото: Елена (слева) и Наталья (справа) https://www.antik-forum.ru/forum/attachment.php?attachmentid=756372&d=1426877971
Сёстры Данько на довоенном фото: Елена (слева) и Наталья (справа) https://www.antik-forum.ru/forum/attachment.php?attachmentid=756372&d=1426877971

В 1941 году Наталья Данько оказалась в кольце Ленинградской блокады. Ей довелось испытать на себе ужасы бомбежек, муки голода и лютых морозов. В конце февраля 1942 года вместе с сестрой и матерью она была эвакуирована по «Дороге жизни» в уральский город Ирбит. Однако силы у женщин были на исходе. На одном из железнодорожных перегонов умерла мать, потом – сестра Елена.

По прибытии в Ирбит, на место эвакуации завода, Наталья Данько под присмотром коллег была помещена в местный госпиталь. Но спасти её не удалось – она скончалась в возрасте 50-ти лет в марте 1942 г.

Наталья Яковлевна Данько (1892-1942) за работой. Архивное фото 1934 г. https://fi.pinterest.com/pin/508906826616447992/
Наталья Яковлевна Данько (1892-1942) за работой. Архивное фото 1934 г. https://fi.pinterest.com/pin/508906826616447992/

Когда готовил статью, сложилось впечатление, что фотографии не в силах передать неповторимое очарование работ Данько. Их нужно видеть воочию. Её гротескные модели особенно хороши при круговом обзоре, в переливах цвета и сияющих ореолах световых бликов.

Данько Н.Я., «Прачка», конец 1920-х – начало 1930-х гг., Государственный фарфоровый завод
Данько Н.Я., «Прачка», конец 1920-х – начало 1930-х гг., Государственный фарфоровый завод

И если с визитом в Ярославль пока не получается, то можно задержаться на пару минут на станции Московского метро «Театральная». Там тоже Данько – на фарфоровых барельефах представлена замечательная галерея её работ.

P.S. Данный материал является продолжением статей:

- Роскошный музей фарфора в Ярославле. Композиция «Пластуны под Севастополем»

- Роскошный музей фарфора в Ярославле. Уникальная серия «Народы России»

- Собрание В.Ю. Орлова. Роскошный музей фарфора в Ярославле

1. «Узбекский танец» («Узбек»). Барельеф станции метро «Театральная». 1936-1937 гг. По эскизу Н.Я. Данько 2. «Узбекский танец» («Узбек»), конец 1930-х гг., Ленинградский фарфоровый завод. Из собрания музея В.Ю. Орлова
1. «Узбекский танец» («Узбек»). Барельеф станции метро «Театральная». 1936-1937 гг. По эскизу Н.Я. Данько 2. «Узбекский танец» («Узбек»), конец 1930-х гг., Ленинградский фарфоровый завод. Из собрания музея В.Ю. Орлова