Только сегодня заметил, что на сутки вперед убежал. Да и то не с самого утра. Мне ж в понедельник к 15.00 ехать смотреть очередные работы театральной недели в универе, ну я и уточнил кое-какие детали – оказалось, воскресенье, и спать можно еще, и ехать никуда не нужно, и уже пятницу я оказывается по каким-то причинам принял за субботу, да так и живу.
Но все это просто забавно, повод порезвиться на свой счет, поиграть пару-тройку хороших песен, да и забыть. Но ведь Новое Старое-то вышло вместо воскресенья в субботу – вот что не порядок.
А с другой стороны – уже не исправишь. Переставить в собственной ленте опубликованные тексты не реально. Можно только удалить сначала, а потом переопубликовать в нужном порядке. А там уже просмотры, даже комментов парочка – как это удалишь! Это ж еще больший не порядок выйдет.
Остается оставить все как есть, но грустно и по возможности глубоко поразмышлять о парадоксах времени, и разобраться, что это было – «НАЗАД В БУДУЩЕЕ» или, наоборот, «ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ».
Ощущение времени для поэтов и, разумеется, для бардов тоже – это едва не самое важное и в творчестве, да и в жизни. Между прочим, нынешний раскол в обществе происходит и по этой линии тоже. Я бы давно уже написал большущий текст о том, как это мне видится из нескольких сразу временных точек, да Дзен будет против. В эти времена наша платформа никак не может определиться между конформизмом и патриотизмом сама, и старается на всякий случай удалить эту тему из публичного пространства. Возможно, они и правы, стоит подождать пока свежие раны хоть немного затянутся, а там уж и начинать их обсуждать. Но я сегодня о времени и его парадоксах стараюсь говорить легче, безобиднее и в примирительном тоне. Буквально как кот Леопольд из мультика – Ребята! Давайте жить дружно. А если что – то, «душу греть вином или огнем», но не забывая и о том, что «душа, ведь это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она». И следовательно, «а чего с ней церемониться, чего ее жалеть»!
Эй вы, там наверху – видите, я сегодня мягок, пушист и кристально чист как новогодний медленный снежок. Я чужд языка вражды и даже мыслей с намеком в эту сторону. А то, что у нас со временем на этой неделе не заладилось – это просто казус. И не Белли ни в коем случае. Просто казус. Недоразумение. Повод для беззлобной шутки. И даже если чуть жестче поговорить о зависимости вдоха, выдоха и пульса от скорости движения минутной и часовой стрелок – все равно это просто лирика. Добрая, любимая и почти совершенная с точки зрения гармонии Вселенной.
Я еще ни разу не ставил в воскресную рубрику про Новое Старое публикаций из серии своих рассказов о концертных акциях «Авторская песня года». А может, и не поставлю никогда. Просто потому, что именно в этой акции соответствие вдоха, выдоха и пульса текущему моменту времени важнее всего остального. Вот в прошлом году акция у нас не состоялась. Не срослось. Время оказалось сильнее пространства и людей. Время вошло в конфликт с нами и победило. Не знаю, сможем ли мы нынче с ним справится и все же провести такой концерт. Очень бы хотелось. Для меня эта акция – это ведь еще и большущий отрезок жизни здесь, на Бард-Дзен. Каждый раз. Ну а для авторов, которые в этой акции принимают участие – редкая возможность вступить в личные отношение с самим Временем. Поспорить с ним или согласиться. Описать его или напрочь проигнорить. Но знать при этом, что вы со Временем друг другу точно не безразличны. Участие в такой акции – редкая возможность стать хоть совсем не надолго заметным не только друзьям и поклонникам, да хоть врагам и ненавистникам, но и самому Времени тоже. А во все остальные моменты мы для него кто?
И тут даже не в том дело, что поэт старается по спорному примеру великого Фауста остановить мгновение, ибо оно прекрасно. И тем самым либо спасти, либо окончательно погубить свою бессмертную душу. Фауста оставим Мефистофелю и придумавшему их обоих Гете. Наши поэты не так корыстны, и ставки в их играх не столь высоки. Просто увидев, поймав ощущение мгновения, им непременно требуется этим мгновением поделиться с нами. И уж тут-то как раз Время сдается. Сдается, поднимает руки и само садится в зрительный зал. Не надолго, конечно, но садится. Поэтические разговоры о мгновениях, что безусловно прекрасны – это и для самого Времени тоже слабость и любимое хобби.
Вот это как раз и была запись с концертной акции «Авторская песня года. Пермь 2020». Лето 20-го для Виталия Старжинского теперь навсегда такое – лето, взморье, семья в палатке и южные огромные звезды на непривычном для северянина черном небе. Многие вступают в соревнование со Временем, щелкая фотки, а то и даже селфи – наивно и чуть глупо, хотя, возможно и красиво. Бывает, что и красиво. Но спеть мгновение, прочитать его в стихах, перенести на холст – это для всех. Для всех, а значит и для Времени тоже. Оно может оценить. А селфи, фотки, видосики тик-тока – это для себя, даже если у вас миллион подписчиков на эти штучки. Миллион чужих может ли заменить одного-двух близких? Кому как, конечно. Но тогда и само Время для тебя из чужих тоже. И ты ему соответственно.
Забавно ведь – стоит запутаться в днях, и такая вот галиматья в голову начинает лезть. А, может, и не галиматья. Допускаю, что все так и устроено, что все так и есть. Да, скорее всего, стопудово так и есть. Непонятно, почему нужно во времени потеряться, хотя бы на сутки, чтобы это понять. Или хотя бы, чтобы об этом начать думать. И даже не так, думать-то я об этом думал, конечно, иначе бы, наверное селфи делал, да попсу слушал на огороде промеж грядок – мне же по возрасту именно это полагается. Но одно дело думать, другое – сесть и начать писать. Понимаю – не стихи. Не для вечности текст, «но все же, все же, все же»…
А если вернуться в практическую, нормальную жизнь из этих темпоральных блужданий и отвлеченных рассуждений, можно сделать и вполне практический вывод – не надо бегать по времени вперед. Ничего в этом хорошего нет, сразу бардак начинается, и привычный график ломается. Если уж гонять по временным координатам куда-то, то только назад. Понимаю Земекиса со Спилбергом – «Назад в будущее» звучит здорово, привлекательно. Ну, и кино, конечно, у них получилось отменное – вон сколько времени прошло, а оно не стареет, и пользуется популярностью. Сам иной раз пересмотрю. «Вперед в прошлое» звучит хуже. И такое кино я бы и сам снимать не стал, не говоря о том, чтобы пересматривать. У него заведомо больших надежд на популярность нет. Но когда люди перестают сочинять маркетинговые заголовки, а рискуют прямо посмотреть в глаза Времени, формула оказывается единственно верной – назад в прошлое. И это хорошо. И там тоже хорошо. И с этим даже само Время вынужденно, а может и с удовольствием готово согласиться.