"Затащить всеросс без репетиторов и связей невозможно" - я регулярно слышу это в сообществах родителей.
Или удивленное: "Одноклассница сына стала победителем заключительного этапа, мама уверяет, что репетиторов не было, но ведь этого же не может быть!"
Может.
Конечно, всероссийская олимпиада школьников, в отличие от перечневых олимпиад - это история большого спорта, но это не значит, что в ней невозможно победить.
Самое главное, это отсутствие у ребенка выученной беспомощности. Если вы точно определились с предметом, он идет у ребенка и, например, ребенок легко достигает призовых мест на школьных этапах, получает дипломы на перечневых, искренне интересуется предметом, крайне важно! избегать негативных комментариев, если где-то пошло не так. "Ой, я не сомневалась, что у тебя не получится", "Зачем только время потратили, лучше бы на спорт сходил", "А ребенок моей подруги стал победителем!" - все это приводит к состоянию выученной беспомощности, когда ребенок перестает предпринимать попытки к улучшению результатов.
Важно! Система "приучает" к всероссийской олимпиаде постепенно. В начальной школе всего несколько предметов дается на школьный этап. С пятого класса становится интересней, предметы есть уже все, изучаемые по программе. Но пишется по прежнему один школьный этап. И делается это в достаточно комфортных условиях. Школа либо отдает это на домашнее написание, либо, даже если тур проходит в стенах школы, это все равно знакомые стены, знакомые одноклассники и учителя.
А в 7-8 классах добавляется муниципальный этап. В предыдущие годы куратор от школы собирал детей, прошедших на муниципальный этап и централизовано вез их в школу района, выбранную площадкой для проведения этого тура олимпиады. Там детей распределяли по разным классам. К самому испытанию добавлялась новизна - другая школа, другие дети, другой подход к контролю у учителей. Последние два года муниципальный этап писался дома с использованием систем прокторинга. Сейчас в Москве возвращаются прежние времена. По правилам этого года с которыми можно ознакомится на сайте: https://vos.olimpiada.ru/upload/files/files-2022-23/mun/project-treb-mun-18-10-2022.pdf , участники выполняют олимпиадные задания в образовательных организациях, определённых в качестве мест проведения муниципального этапа олимпиады, хоть и с использованием дистанционных технологий.
И ничего страшного, если первые шаги в новых условиях получатся не очень - ко всему необходимо адаптироваться.
С 9го класса к этапам всероссийской олимпиады школьников добавляется региональный и заключительный этап. Региональный так же проводится в своем городе. А вот заключительный может быть где угодно. Например города проведения заключительного этапа в прошлом году можно посмотреть по этой ссылке: https://vos.olimpiada.ru/archive/table/shedule/years/2021_2022https://vos.olimpiada.ru/archive/table/shedule/years/2021_2022
И нет, вам не нужно копить деньги на перелет и гостиницу. Проезд и проживание в месте проведения олимпиады оплачивается централизовано из бюджета сборных команд Москвы. От ребенка требуются только знания и желание участвовать во всем этом.
Есть дети, которые теряются в новых условиях и им нужно время на привыкание. Такие, как правило, проходят несколько раз один и тот же путь до получения результатов. А есть дети, которых новая обстановка стимулирует, и они наоборот выстреливают с первого раза, а потом, когда действие становится повторяющейся рутиной, теряют запал и не могут повторить свой результат.
Так что же все-таки реально нужно для попадания в категорию ПиП (призеры и победители) на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников? Мы уже выяснили, что точно не нужно много денег. А что нужно, я напишу в следующем посте.