Найти в Дзене
Хьюстон, у нас отмена

Почему надстройка на авианосцах расположена по правому борту

Многие замечали, что у подавляющего большинства авианесущих крейсеров надстройка расположена справа, а не слева. Соответственно взлётно-посадочная часть палубы смещена влево.

Давайте разберёмся, почему так исторически сложилось?

Первые авианосцы появились ещё в то время, когда в небе господствовали винтовые военные самолёты. В свою очередь уже тогда наметились архитектурные особенности таких крейсеров: сама палуба была непременно пряма, шла от кормы и до самого носа, безо всякого смещения. А вот надстройка, или же как её ещё называют - диспетчерская вышка - ставилась исключительно по правому борту.

Уже потом, когда выяснилось, что порой самолёты падают в воду при взлёте, взлётно-посадочную часть палубы начали смещать влево по диагонали, чтобы выпавший самолёт не причинял вред самому крейсеру.
-2

Так вот, эта традиция - размещать надстройку справа - базируется на особенностях работы человеческого мозга. Это довольно странно звучит, но мозг пилота военного самолёта работает таким образом, что в 90 % случаях неудачного захода на посадку на палубу авианосца, лётчики стараются отвести самолёт именно влево, а не вправо. Соответственно чтобы пилот не задел самолётом надстройку, её нужно размещать справа. Вот и всё объяснение.

В результате этой сложившейся традиции, все авиатренажёры центров обучения по взлёту и посадке палубной авиации заточены на надстройку, которая расположена по правому борту. И когда лётчик-стажёр продолжает тренировки уже на самом крейсере, он видит надстройку справа, прямо как на тренажёре.
-3

Однако как удалось выяснить, это вовсе не единственная причина. Так вторым объяснением, которое тоже имеет большое значение, является расположение дроссельной заслонки самолета.

"Обычно она располагается в левой части кабины пилотов. Чтобы визуально определить местонахождение и отрегулировать дроссельную заслонку, пилот должен смотреть влево. Неврологически направление, которым управляет человек, следует за движением глаза. Что, в данном случае, также слева", - считает Георг Райдер, пилот палубного истребителя.
-4

Эксперт также пояснил, что ещё одной причиной размещения диспетчерской надстройки авианосца по правому борту является расположение офицера сигналов посадки (LSO) в левой четверти полетной палубы.

Левая сторона является смещенной стороной для самолета и пилота. Следовательно, остров для авианосца оказался по правому борту.