Многие замечали, что у подавляющего большинства авианесущих крейсеров надстройка расположена справа, а не слева. Соответственно взлётно-посадочная часть палубы смещена влево.
Давайте разберёмся, почему так исторически сложилось?
Первые авианосцы появились ещё в то время, когда в небе господствовали винтовые военные самолёты. В свою очередь уже тогда наметились архитектурные особенности таких крейсеров: сама палуба была непременно пряма, шла от кормы и до самого носа, безо всякого смещения. А вот надстройка, или же как её ещё называют - диспетчерская вышка - ставилась исключительно по правому борту.
Уже потом, когда выяснилось, что порой самолёты падают в воду при взлёте, взлётно-посадочную часть палубы начали смещать влево по диагонали, чтобы выпавший самолёт не причинял вред самому крейсеру.
Так вот, эта традиция - размещать надстройку справа - базируется на особенностях работы человеческого мозга. Это довольно странно звучит, но мозг пилота военного самолёта работает таким образом, что в 90 % случаях неудачного захода на посадку на палубу авианосца, лётчики стараются отвести самолёт именно влево, а не вправо. Соответственно чтобы пилот не задел самолётом надстройку, её нужно размещать справа. Вот и всё объяснение.
В результате этой сложившейся традиции, все авиатренажёры центров обучения по взлёту и посадке палубной авиации заточены на надстройку, которая расположена по правому борту. И когда лётчик-стажёр продолжает тренировки уже на самом крейсере, он видит надстройку справа, прямо как на тренажёре.
Однако как удалось выяснить, это вовсе не единственная причина. Так вторым объяснением, которое тоже имеет большое значение, является расположение дроссельной заслонки самолета.
"Обычно она располагается в левой части кабины пилотов. Чтобы визуально определить местонахождение и отрегулировать дроссельную заслонку, пилот должен смотреть влево. Неврологически направление, которым управляет человек, следует за движением глаза. Что, в данном случае, также слева", - считает Георг Райдер, пилот палубного истребителя.
Эксперт также пояснил, что ещё одной причиной размещения диспетчерской надстройки авианосца по правому борту является расположение офицера сигналов посадки (LSO) в левой четверти полетной палубы.
Левая сторона является смещенной стороной для самолета и пилота. Следовательно, остров для авианосца оказался по правому борту.