Найти тему
Анна Бердникова

Где радость материнства?

Из рабочего процесса:

Моему ребенку год с небольшим. Он постоянно требует моего внимания, совсем не занимает себя сам. Бабушки и дедушки еще вполне молодые люди, они работают и помочь мен не могут. К сожалению, экономическая ситуация такова, что даже сейчас в декрете я не могу оставить подработки, они занимают у меня несколько часов в день. Обычно я стараюсь их выполнить во время дневного сна, но спит ребенок тоже непредсказуемо – то густо, то пусто. Уборку и готовку тоже никто не отменял. И вроде бы все хорошо, все живы и здоровы, но я чувствую себя ужасно – одна сплошная усталость… и никакой радости материнства.

Насколько регулярны Ваши подработки? Возможно ли сделать небольшие каникулы – хотя бы день или два? Вопрос о возможности каникул возник вот почему.

Когда на время мамы маленького ребенка претендуют многие вещи, кроме самого ребенка, то довольно часто разворачивается следующий сценарий: мама вольно или невольно старается дистанцироваться от ребенка, не демонстрируя ему, что стремится к контакту с ним, не инициируя общение самостоятельно, потому что ребенок и так много инициирует его сам. В результате ребенок начинает настаивать на взаимодействии с мамой в любой момент, как только может дотянуться до мамы. Надо ему это на самом деле или нет - неважно. Ребенок понимает по поведению мамы, что общение с ней для него в дефиците, поэтому надо запастись как можно больше. Чем больше ребенок "запасается", тем больше мама раздражается, потому что тем меньше успевает делать того, что требует ее внимания, помимо ребенка. Круг замыкается.

Поэтому очень важно раз в какой-то период времени выбирать такой день, который Вы наполняете событиями, делами, мероприятиями, которые Вам приятно делать с ребенком. И инициируете их. Если Вы любите читать книжки, значит, читаете книжки. Если не любите катать машинки, значит, не катаете. И до того, как ребенок принес Вам свои машинки, Вы успеваете предложить ему книжки, как будто обгоняете его в желании пообщаться и повзаимодействовать. Чувствуете, что ребенок скоро потеряет интерес к книжке, переключаетесь на другое занятие, которое Вам обоим доставляет удовольствие - кидаетесь мягкими игрушками, например. И так целый день. Готовить, убирать, писать и что-то еще делать имеет смысл вчера или завтра. Поэтому к такому дню надо готовиться заранее: раскидывать дела и планировать чередование интересных занятий.

Важно самой тоже, даже не тоже, а в первую очередь, получить удовольствие от того, что будет происходить. Без напряжения и чувства вины: не успела этого, не сделала того. Вы планировали за этот день восполнить накопившийся дефицит вашего внимания у ребенка. Именно этим Вы занимаетесь и достигаете блестящих результатов, пусть и не заметных невооруженному глазу.

Эффект, к которому приведут Ваши действия - через какое-то время ребенок захочет побыть один без Вас. Он получит подтверждение, что Вы хотите общаться с ним не меньше, чем он с вами. Ему этого будет достаточно. Может быть, Вам даже не потребуется целого дня для этого. Но изначально лучше запланировать целый день.
Далее можно запланировать "профилактический час" ежедневно, когда Вы откладываете все и инициируете общение с ребенком, пока он не начнет от вас убегать или час не истечет.

Усталость немного отступит и радость материнства начнет возвращаться.