Найти тему
Евгений Трунов

Шизофрения и дизонтогенез у детей.

Оглавление

К сожалению, шизофрения способна дебютировать не только в зрелом возрасте, но и у дошкольников. Печален и тот факт, что её появление не исключает наличия других нарушений. Поэтому статья в первую очередь предназначена для тех родителей, которые воспитывают ребенка с ментальными нарушениями и опасаются возникновения побочных заболеваний.

Пубертат часто у детей с дизонтогенезом протекает с ухудшением сотрудничества и послушания. Ожидаемая перспектива, так как и у нормотипичных детей пубертат бывает "ершистым".

Появление в поведенческом репертуаре ребенка агрессивных форм взаимодействия неизменно связано с взрослением. Очень наглядно в этом плане наблюдение за животными. До определенного момента они совсем "плюшевые" и неопасные, а потом будто что-то резко меняется. Даже мелкое животное внезапно способно атаковать превосходящее по габаритам существо. Сурикат будет атаковать человека на своей территории, если не считает его членом "семьи", хотя сурикат в разы меньше человека.

Одно дело, если проблема\болезнь давняя, и родитель в курсе вероятных вариантов развития событий. Совсем другое дело, если проблема внезапно появилась. Важно не проглядеть момент и быстро начать действовать. За ребенком во время пубертата надо особенно внимательно приглядывать, потому что это колоссальная перестройка организма, тут нельзя махать рукой и говорить "само пройдет".

Странности в поведении ребенка могут означать как экзогенные воздействия (ушиб, инфекции, вещества и т.д.), так и эндогенные (шизофрения, биполярное расстройство, депрессия, эндокринные расстройства и т.п.). Паниковать не надо, так как подростки те еще симулянты, не стоит давать повод для симуляции. А вот взять частную консультацию у специалиста без уведомления ребенка - хорошая идея. Если сомневаетесь в мнении профессионала, то надо обойти нескольких разных специалистов без указания, что были у предыдущих. Вам надо получить максимально независимые точки зрения, так как люди привыкают искать там, где светлее.

Шизофрения - самостоятельное заболевание, оно может возникнуть независимо. На просторах Интернета я нашел описание, которое наводит на предположения о вероятном состоянии из шизофренического регистр-синдрома.

Сын- 12 лет. Странно себя ведет, когда видит своих дедушку или бабушку. Например, если общается ними по видеосвязи, то во время диалога строит какие-нибудь смешные, по его мнению, гримасы. Если видит их в живую, то добавляются ещё какие-то прыжки, выпады в их сторону. Это преподносится с его стороны, как шутка. На замечания при этом не реагирует, обязательно надо пригрозить физической расправой. Угроза помогает не надолго. В школе всё сложно, мешает проводить уроки, спокойно не сидит, комментирует ответы учеников. Раздражается, если у доски плохо отвечают, старается подсказать. Обзывает учеников: выискивает недостатки и подбирает обидные слова. Мы с ним разговаривали, пробовали разные способы воспитания, но особо ничего не помогает. Поэтому вызывают в школу на ковёр на регулярной основе. Если готовится к урокам, то отвечает на 4 и 5. Пока с пониманием предметов не было проблем, но память мне в последнее время не нравится.

Я вижу 2 варианта: или родители уже "проглядели" нарушение развития и надо было обращаться на несколько лет раньше, или что-то с учеником происходит нехорошее прямо сейчас. Поскольку нет сведений о предыдущих возрастных периодах, то будем считать, что тогда родителей ничего не напрягало и не волновало в поведении ребенка.
Остро меня настораживают следующие пункты:

  1. Гримасничание. Сколько я ни встречал детей с расторможенной нервной системой, сколько я ни видел СДВГ - никто не корчил рожи. Тики случаются, как и стереотипные движения при СДВГ.
  2. Эти странные "выпады" и "прыжки" в отношении бабушки и дедушки. Возможно, что существует тайная заочная история между ребенком и ними, о которой мама не знает (что тоже не есть хорошо). В любом случае, это плохо завуалированная неоправданная агрессия.
  3. Тотальная неподатливость на стандартные педагогические приёмы.
  4. Снова умышленная и изощрённая агрессия, но уже к ровесникам. Пункт 4 подтверждает мысль, что дело не в том, что во 2 пункте виноваты старшие родственники.
  5. Жалобы на память.
  6. Общий контекст. 12 лет - большой возраст. Одно дело, если бы подобные жалобы звучали от родителя дошкольника, а тут тинейджер.

Гебефреническая шизофрения и Псевдопсихопатическая шизофрения.

Были такие такие формулировки в МКБ-9 и МКБ-10. В текущей редакции (2023-год написания поста) их убрали. Может быть - зря? Может быть мама прямо сейчас наблюдает старт серьезного заболевания, а не просто тяжелую гормональную перестройку или внезапно вылезшие проблемы нарушенного развития\соматическое расстройство?
Скрытая или явная враждебность - это "тема" шизофреническая, а не слабоумная. В случае умственной отсталости происходит реакция на внешние стимулы, а шизофренического регистр-синдрома - на внутренние. Даже ребенок с СДВГ - не факт, что будет агрессивным, подлым и злым. Они скорее недисциплинированные, возбужденные, склонные к аутостимуляциям, рассеянные, обладающие сверхсильным и узким интересом.

Интерпретации и ментализм.

Крайне не верно пытаться объяснить поведение и его причины, используя формулировки: "тревожность", "хочет привлечь внимание", "хочет быть оцененным и значимым", "неуверенный".
Не стоит проецировать своё эмоциональное состояние на ученика. С таким вещами надо идти на личную психотерапию. А внимание, несомненно, обладает силой подкрепления.
Однако, жаждать внимания целенаправленно - штука весьма специфическая.
Бесконтрольная дурашливость в итоге из забавной особенности способна породить взрослого с личностными и поведенческими проблемами.