Reality (LP) – 1968 (Polydor Records 583 045, UK)
A Fairy Tale (Elliott) (3’19)/Rhubarb! (Elliott/Gibbons) (3’47)/Denis James the Clown (Kitchener) (2’21)/Steam Tugs (Elliott) (3’16)/Good Old '59 (We Are Slowly Gettin' Older) (Elliott) (2’20)/The World Will End Yesterday (Elliott/Gibbons) (3’51)/Denis James (Ode to D.J.) (Elliott/Kitchener) (3’13)/Mainliner (Elliott) (7’14)/Reality (Elliott/Gibbons) (7’43)/The Bath Song (Elliott) (3’11)
Total time: 43’11
Ken Elliott - keyboards, vocals; Kieran O'Connor - drums & percussion; Nick South – bass; Bobby Gibbons – guitar
With guest musician: Chris Williams - flute, cello, violin & saxophone
Produced by Vic Keary.
String direction & flute: Chris Williams.
“Reality” arranged by Kenny Elliott and Chris Williams.
Оригинальный альбом был выпущен в 1968 году только в Великобритании. Самый первый тираж вышел с названием группы на этикетке пластинки THE MOVING FINGER, после чего название группы было изменено на SECOND HAND. На компакт-дисках альбом впервые издан в 1994 году в Великобритании.
Переиздания:
1994: Essex Records 1006CD (CD), UK;
1999: Expertise Records EXCD-9902 FF (CD), UK;
2007: Sunbeam Records SBRLP5031 (LP)/SBMCW5502 (CD), UK;
2010: Belle Antique BELLE 101680 (CD), Japan;
2022: Trading Places TDP54071 (LP), UK.
Дебютный альбом SECOND HAND имеет довольно явное психоделическое настроение. На музыку группы, конечно, сильно повлияли блюз-роковые группы, такие как Jimi Hendrix и CREAM, но, вместе с тем, все же клавишные Кена Эллиотта являются визитной карточкой звучания SECOND HAND. Большинство треков — довольно обычные рок-песни с психоделическим оттенком, в то время как “Mainliner Reality” — это 15-минутное путешествие со множеством струнных аранжировок. Самый прогрессивный трек на Reality точно.
С музыкальностью все в порядке, чего не скажешь о продюсировании, в результате чего звучание достаточно грязное и далеко не идеальное, хотя вполне может быть, что так и было задумано, а может быть все объясняется гораздо проще, - у них просто не было достаточно денег, чтобы позволить себе сделать звучание получше.
Если ваше знакомство с SECOND HAND началось с их второго и самого известного альбома Death May Be Your Santa Claus, то этот альбом, вероятно, вас не поразит. Но, с другой стороны, если вам понравился Death May Be Your Santa Claus, то дебютный альбом — это хороший способ узнать, как они начинали. Reality - это хороший психоделический рок-альбом с винтажными клавишными и великолепным вокалистом, но не более того.
Группа SECOND HAND была образована в Южном Лондоне в 1965 году, когда Кен Эллиотт (Ken Elliott), выступавший в составе школьного хора, и, конечно же, бывший модом (из Вики - Мо́ды (англ. Mods от Modernism, Modism) — британская молодёжная субкультура, сформировавшаяся в конце 1950-х гг. и достигшая пика в середине 1960-х гг.), встретил начинающего барабанщика Кирана О'Коннора (Kieran O’Connor) на уроке рисования в школе. “Когда общий друг сказал мне, что Киран создает группу, и предложил мне присоединиться, то я, конечно же, ухватился за этот шанс”, - вспоминает Кен. “Я быстро выучился играть на губной гармошке, а затем и на фортепиано. Киран дружил с Бобом Гиббонсом (Bob Gibbons), который был абсолютным вундеркиндом гитары и уже имел свой собственный местный фан-клуб!” Группу решено было назвать THE NEXT COLLECTION, а в состав добавить ритм-гитариста Гранта Рамзи (Grant Ramsay), которого вскоре заменил басист Артур “Bounce” Китченер (Arthur “Bounce” Kitchener). “Артур был парнем с очень богатым воображением и чрезвычайно энергичным, когда дело доходило до поиска концертов”, - вспоминает Кен. Окончив школу в 1966 году, они начали придумывать свой собственный материал и играли везде, где только могли. Под влиянием THE CREATION, THE SMALL FACES и THE WHO они участвовали во всех проходящих бит-конкурсах и в конечном итоге выиграли “битву групп” на ледовом катке Стритхэм где-то в 1967 году. Призом была запись демо–версии в профессиональной студии Maximum Soundна Олд-Кент-роуд в Восточном Лондоне.
Maximum Sound принадлежала Вику Кири (Vic Keary), который вырос в Индии и работал роуди у SCREAMING LORD SUTCH, прежде чем стать техником и инженером. Он успел к тому времени уже поработать над многими важными британскими джазовыми записями, включая “Stranger On The Shore” Акера Билка (Acker Bilk), сотрудничал с Джо Миком (Joe Meek), Алексисом Корнером (Alexis Korner), Джо Хэрриоттом (Joe Harriott) и многими другими. “Я всегда был в поиске талантливых и необычных групп по двум причинам”, - объясняет Вик. “Во-первых, единственный эффективный способ управлять студией, это работать 24 часа в сутки, а во-вторых, я всегда свято верил в идею о том, что для того, чтобы песня стала популярной, настоящим хитом, необходимы, в равной степени, как талант и оригинальность автора, так и работа инженера и продюсера. Поэтому я всегда был очень внимателен в своей работе, я всегда очень старался при создании записей, чтобы эти песни могли стать хитами”. Кен Эллиотт так вспоминал о Вики: “Он был старше нас, можно сказать, что он был больше битник, чем хиппи, но он все равно был на нашей волне, и нам хорошо с ним работалось”. Кири, тем временем, думал, что наткнулся на что-то потенциально феноменальное: “Первое, что произвело на меня впечатление в них, было то, насколько они были молоды, – им было по 16-ть, или около того, лет”, - вспоминает он. “И я был поражен их музыкой. Они были творческими и зрелыми авторами песен, особенно Кен, который, несомненно, был их лидером и необычайным для подростка философом. Они пришли уже с готовыми песнями, которые в конечном итоге войдут в их первый альбом. Основываясь на их демо, я предложил предоставить им больше студийного времени и продюсировать их. У них не было надлежащего менеджмента, но мне показалось, что у них есть отличные коммерческие перспективы”.
Подписав контракт с Кири, они получили отличную возможность работать в Maximum Sound, но оказалось, что работу живьем, выступая на публике, найти гораздо сложнее. “Они мало выступали, и их оборудование было довольно примитивным, поэтому нам пришлось проявить максимум воображения”, - говорит Кири. “В один памятный день мы с Кеном пошли покупать орган Вурлитцера. После мы пошли в паб, чтобы “обмыть” покупку, но нам отказали в выпивке из-за наших длинных волос!” Группа, сменившая название на THE MOVING FINGER, репетировала в доме фолк–гитариста Дэви Грэма (Davy Graham) в западном лондонском районе Бленхейм–Кресент, прежде чем записать основные треки для своего дебютного альбома в начале 1968 года. Вооружившись этими записями, Кири начал поиски лейбла для издания альбома. Вначале битловская Apple высказала заинтересованность, но дальше дело как-то застопорилось, поэтому, в итоге, он дал согласие на предложенный скудный аванс в 500 фунтов стерлингов за альбом от Polydor. Работали над дебютным альбомом, получившем название Reality, в так называемое “dead time”, то есть по ночам, что позволило Кири сосредоточиться на более коммерческих записях в течение дня. “Все было сделано за мой счет в 1967 и 1968 годах”, - говорит он. “Я работал круглые сутки, и был для группы и техником, и звукоинженером, и продюсером, так что неудивительно, что на полпути у меня случился нервный срыв. Возможно, это поспособствовало несколько унылой атмосфере альбома”. Действительно, группа была далека от настроений закоренелых хиппи: “Я понял, что “психоделия” была просто очередным модным увлечением, и это “открытие” дало мне четкое ощущение в тщетности идеи, что, мол, хиппи изменят мир. Что бы мы не делали, в конечном счете, это ничего не изменит”, - объясняет Эллиотт.
Внезапно, в самый разгар сессий, Китченер покидает группу. Благодаря в срочном порядке поданному объявлению в Melody Maker была найдена замена ушедшему басисту в лице 16-летнего Ника Саута (Nick South). Однако почти сразу после завершения работы над альбомом его переманил Алексис Корнер (Alexis Korner), в результате чего группа ненадолго лишилась возможности выступать. Но на этом проблемы не закончились. Пока была заминка с составом, неожиданно на Polydor узнали, что есть еще одна группа под названием THE MOVING FINGER, и она вот-вот выпустит сингл на Mercury, то есть релиз “того пальца” состоится раньше, и дабы избежать юридических неприятностей от лейбла последовал приказ сменить название. “Несмотря на то, что Polydorуже напечатали некоторое количество копий альбома под старым названием на этикетке, нам все же пришлось его изменить”, - рассказывает Эллиотт. “Поскольку мы всегда были на мели, я подрабатывал на рынке, продавая старую одежду, поэтому мне и пришло в голову название SECOND HAND. Смена названия сильно задержала выпуск пластинки. К тому времени, когда она наконец вышла в феврале 1969 года, мы действительно потеряли боевой дух, и полное отсутствие рекламной поддержки со стороны Polydorделу не способствовало. Я не думаю, что было даже одно объявление в прессе”. Как будто этого было недостаточно, изображение, помещенное на лицевой стороне обложки, на самом деле должно было быть на задней стороне, да к тому же и намудрили что-то с красками для печати обложки. По словам Кири: “Предполагалось, что рисунок будет исполнен с небольшим стильным серебрением, нанесенным с помощью какой-то необычной техники, но это не сработало. В результате конверты были подвержены большому и быстрому износу, что породило целый миф о том, что, мол, обложка специально была сделана в таком стиле в качестве визуального каламбура на SECOND HAND”.
А теперь о, собственно, музыке. Вот так на дебютную работу отреагировала тогда музыкальная пресса, фрагмент рецензии, напечатанной в апрельском выпуске Beat Instrumental: “Этот альбом отличается прекрасным звуком, записанным на многоканальном оборудовании. Здесь каскады струнных, взрывные барабаны, гитара в стиле Стива Миллера, мощный орган, гулкие голоса, разносящиеся по комнате, игра на флейте поверх треска и грохота остальных звуков, здесь всего предостаточно, разве что нет ситара… Сразу видно, что к этой записи подошли серьезно, множество замыслов, тщательно отрепетированных, было вложено в этот альбом, который записывался в течение двух лет. SECOND HAND - группа с большим потенциалом”. Однако, все-таки без басиста они не могли выступать на концертных площадках. В конце концов они нашли одного, Джорджа Харта (George Hart), и начали давать концерты на подпольных площадках, таких как Electric Cinema, Middle Earth и Roundhouse, но продажи Realityбыли очень разочаровывающими. Как выразился Эллиотт: “Альбома не было в магазинах, он не получил рецензий, его не крутили по радио… как будто его просто никогда и не существовало. Я не припоминаю, чтобы когда-либо видел его где-нибудь, и это было не очень хорошо”.
Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, октябрь 2022)