Примеры контакта со своими чувствами и маленьких открытий в этом контакте с нашего сайта KgMinus.ru.
Открытия:
- От лишней еды не легчает, хотя именно для этого она и съедается.
- Если кушать именно то, что хочется, то нужно совсем немного.
и мне конечно не полегчало совсем
(анонимный пост с нашего сайта KgMinus.ru)
"Я купила репу, самую обычную, сейчас сезон, люблю ее, хрустит. По калориям она практически невесомая и почистила я себе 2 штуки, вытянули они аж на 320 грамм.
Сижу хрущу, ещё макарошек немного и котлетка.
Ребёнок подошёл дольку утащил, собака дольку выпросила, а она все не кончается. Уже в животе побаливает от объема, а я все ем… все-таки не доела дольки 2.
И тут началось странное: мне захотелось чаю с конфетой… и курицы… и еще чего-нибудь… у меня болит живот от переедания, а я хочу есть… набить его еще…
И я съела и конфету и чай и немного курицы… и мне конечно не полегчало совсем, ощущение превратилось в «я сейчас лопну» и вот в этот поток мыслей «остановись, что ты творишь, тебе же хуже»
если поспрашивать себя чего конкретно я хочу
(Самонаблюдения участницы нашего марафона)
"Удивляюсь, что если я хочу сладкого, то это совсем мизер, если поспрашивать себя чего конкретно я хочу: оказывается не печенья- оно жёсткое, не твикс-он размокнет в чае, не зефир- он кисловатый, а вот эти 2 палочки маршмелоу. И мне их реально хватило, потому что я хотела именно их.
А раньше, я бы понадкусала все подряд и в итоге наелась бы того, чего не хочу и осталась бы со стыдом и неудовлетворённая."
Помехи чувствованию
Если замечать себя, чувствовать своё тело так прекрасно, то как же мы оказываемся в ситуации бесчувствия? Как утрачиваем контакт с самим собой?
Ведь очевидно, что ребёнок подобных проблем не имеет. Он погружен в самоощущения по неволе.
Значит, в жизни происходили какие-то моменты, из которых были сделаны выводы - обращать на себя внимание, замечать свои предпочтения, чувствовать своё тело:
- по меньшей мере бессмысленно, бесполезно, потому что мои предпочтения не имеют никакого значения;
- а может быть и болезненно, и опасно.
Я приведу пример из практики психотерапии, в котором выявляется причина потери чувствительности.
Одна из многих возможных причин, это всего лишь пример как может быть.
Пример из практики, который опубликовал Игорь Погодин в своей книге "Диалоговая гештальт-терапия: психотерапия переживанием":
"Тамара, женщина 36 лет, замужем, воспитывает 3 детей. Обратилась за помощью в связи с беспокоившей её булимией (неутолимый голод). Именно булимия как симптом была единственным поводом её прихода на терапию. <...>
Актуальная жизнь Тамары, по ее словам, была вполне удовлетворяющей. Хорошие отношения с родителями, мужем, детьми, коллегами по работе. В общем, "все хорошо", если бы не булимия, которая портила всю эту прекрасную картину. <...>
Тамара стремилась контролировать практически все, особенно это касалось любых витальных проявлений. Жизнь её была организована чрезвычайно интенсивным образом. Каждый день был расписан по минутам. Несмотря на это, Тамара чувствовала, что не в полной мере продуктивно организовала свою жизнь. Она говорила, что могла бы при большей расторопности вместить в будний день ещё пару-тройку каких-нибудь занятий.
Жизнь своих детей Тамара организовала аналогичным образом. Так, её дочь занималась в пяти секциях и кружках по нескольку раз в неделю в каждом.
На мой вопрос, возможна ли какая-либо спонтанность в её отношениях с окружающими, например, с мужем, она ответила, что для этого выделен вечер пятницы. Не стоит и говорить, что Тамара просто-напросто не переживала ни одно мгновение своего бытия. Время от времени в наших разговорах она производила на меня впечатление некоторого "аппарата по осуществлению жизни".
Несмотря на то, что любые мои попытки обратить внимание Тамары на её переживания заканчивались неудачей, она утверждала, что испытывает много удовольствия от происходящего в своей жизни. Всё это вызывало у меня некоторую растерянность. <...>
В ответ на мое любопытство относительно истории отношений с близкими людьми выяснилось, что Тамаре не приходилось в жизни прикладывать усилия к осознаванию своих желаний и чувств. За неё всегда желали и чувствовали родители, муж и даже дети. И сегодня Тамара в большинстве ситуаций не могла определить свои желания более или менее отчетливо. <...>
Не признаваясь себе и окружающим в тех нуждах, которые возникали, Тамара сохраняла полный контроль над своей жизнью. <...> Тамара не жила, а лишь экспериментировала с различными формами контроля. Казалось, ничто не может "сдвинуть с мертвой точки" этот отлаженный механизм бегства от жизни.
На одной из сессий Тамара в очередной раз спросила меня о том, как я к ней отношусь. <...>
Я ответил очень искренне: "Ты умная, красивая, талантливая, но мертвая молодая женщина".
На несколько секунд лицо Тамары замерло. Потом оно наполнилось гневом, но очень быстро вернулось в прежнее состояние. После чего Тамара заговорила о чем-то отвлеченном.
Я остановил Тамару и попросил ее не покидать наш контакт, быть внимательной к тому, что будет происходить с ней, а также с её телом. Тамара попыталась в свойственной ей манере проигнорировать мою просьбу, но я был настойчив.
Спустя непродолжительное время мучительной паузы она тихо, почти беззвучно заплакала, пытаясь как будто проглатывать слезы, словно не хотела, чтобы я их видел.
Я попросил ее, несмотря на непростое для неё состояние, не оставлять контакт, продолжая быть внимательной к тому новому, что, возможно, в ней появится. Некоторое время Тамара честно, но тщетно пыталась осознать, что в ней происходит. Её попытки вызвали у меня уважение и сочувствие.
Вдруг Тамара сказала: "Мне очень страшно".
Эти слова были произнесены тихо, но прозвучали очень сильно, так, как будто разрезали воздух в моем кабинете. Я попросил её рассказать об этом страхе.
Похоже, это было трудным заданием для Тамары. Однако спустя некоторое время она произнесла: "Я боюсь, что меня все бросят. Я готова оставаться мертвой, но чтобы меня любили".
Я сказал: "Ты вовсе не должна быть мертвой, чтобы быть любимой. Ты имеешь право на то, чтобы жить и быть любимой". <...>
Следующие несколько месяцев терапии были посвящены закреплению прорыва в осознавании.
Тамара с удовольствием обращала внимание на то, что подсказывали ей ее сердце и тело в контакте с другими людьми, и экспериментировала с формами предъявления своих желаний. <...>
Сразу после описываемой сессии в общении с близкими у Тамары часто возникали недовольство, обида и гнев. Но постепенно стали "просыпаться" и другие чувства - нежность, благодарность, страсть. <...>
Булимия, жалобы на которую были фокусом внимания Тамары в начале терапии, прошли бесследно практически сразу после описываемой сессии. Симптом уже больше года не мучает её."
---
"Я готова оставаться мертвой, но чтобы меня любили" - это управляющее убеждение, из которого исходила вся модель жизни, поведение, решения, способ жизни. Буквально всё!
Очень подробно разбираю работу управляющих убеждений ЗДЕСЬ, в описании шага 3 курса "7 шагов к стройности", поэтому сейчас повторяться не буду.
Привела этот пример, чтобы показать, что потеря чувствования происходит не просто так, что в её основе какие-то решения, оформленные в управляющие убеждения.
И пока мы не выявили причины, будет сложно что-то изменить всерьез.
А вот если поняли себя, поняли причины, то развить навык чувствования уже не сложно.
Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.